Знакомим с миром книг правильно
Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент факультета «Психология образования» МГППУ (Московского государственного психолого-педагогического университета), руководитель программы магистратуры «Игра и детство», дает такие рекомендации
Ирина Рябкова
Фото из архива
- Маленьким детям очень нравится сидеть рядом с мамой, папой или другим близким человеком, слушать интересную историю, рассматривать картинки, обсуждать и вместе переживать события книги. Такая совместность сближает, поддерживает доверительные отношения, учит общаться на отвлеченные темы, эмоционально откликаться на другого человека, - считает психолог. - И конечно, чтение взрослыми вслух помогает детям учиться удерживать внимание, запоминать, представлять, размышлять. Дети, которым читают, имеют значительно больший словарный запас, а также более грамотную и сложную речь, чем дети, которые этого лишены.

Правда, чтобы все полезности случились, стоит знать несколько секретов.

1. Ребенок не хочет слушать сказки?

Причина может быть в том, что выбранные истории не подходят ему по возрасту. Например, вместо «Репки» и «Мухи-Цокотухи» малышам 2 - 4 лет предлагают послушать «Снежную королеву», «Незнайку» и «Сказку о царе Салтане». А такие книги подойдут детям с 5 - 6 лет. То есть с того возраста, когда достаточно запутанные истории, большое число героев и скрытые смыслы становятся им доступны.

2. Для самых маленьких - больше картинок

Пусть книжка даже целиком состоит из иллюстраций. А сюжеты должны быть простыми и понятными.

- Чтение таких книг оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет увлекает его. Малыш внимательно слушает и разглядывает картинки, запоминает последовательность событий и действия персонажей, фиксирует простые при­чин­но-след­ст­венн­ые связи, а также эмоционально включается в сюжет и как бы соучаствует в истории, - говорит Ирина Рябкова. - Герои таких - подходящих по возрасту - произведений вызывают сопереживание у детей, первые попытки мысленно (в воображении) действовать вместе с ними.

Кстати, чтение увлекает малыша сильнее, если история связана с его интересами. Например, ему нравятся машинки, значит, захватывающая история с участием различных машин - то, что, скорее всего, подойдет.

3. Свобода выбора книги, времени, да и самого процесса чтения

- Например, не стоит дочитывать книгу до конца, если ребенок не слушает, - говорит эксперт. - Любовь к чтению начинается со свободного выбора книги, которую можно читать, если хочется, и рассматривать, когда хочется. А еще когда можно просто про нее забыть, если вдруг наскучило. Заставлять читать - значит гасить интерес к литературе. Если взрослые хотят, чтобы литература не была скучным и бессмысленным предметом для ребенка в школе, то лучше никогда не заставлять читать.

4. При выборе книг для малышей лучше отдавать предпочтение обычным печатным изданиям

Многочисленные исследования показывают, что интерактивные электронные книги уводят внимание детей и взрослых от основных смыслов, содержания истории, характеров и отношений персонажей на внешние эффекты от нажатия кнопок. То есть, вместо того чтобы читать, дети начинают манипулировать книгой как игрушкой, и все полезные эффекты чтения остаются в стороне.

- Сила бумажной книги еще и в том, что в любой момент можно остановиться и рассмотреть картинки, обсудить ситуацию, которая произошла с героями. Например, так: «У-у-у, какая Лиса хитрая, ничего себе!», «Петушок смелый, да? Не испугался Лису». Такие разговоры «вокруг» содержания значат не меньше, а может быть, в чем-то и больше, чем сама история. Интерактивная электронная книга просто неспособна заменить взрослого, который будет общаться по поводу сюжета, а не просто механически читать, - подводит итог психолог.
Made on
Tilda