На актуальные для родителей вопросы отвечают специалисты консультационного центра для родителей, действующего на базе Шарьинского педагогического колледжа.
Напомним, что эксперты консультационного центра готовы ответить на любые ваши вопросы. Обратиться за консультацией несложно. Записаться можно по телефону 8-995-773-72-58.
Выбор профессии: как помочь своему ребенку?
Отвечает специалист консультационного центра Ольга СЕМЕНОВА:
- Представьте, что вы стоите на пороге самого захватывающего и одновременно пугающего приключения своей жизни - выбора будущей профессии. Да, ее можно будет поменять. Да, можно иметь сразу несколько профессий. Но волнение никуда не уходит, а иногда и настолько подогревается учителями, репетиторами, вездесущей рекламой, рейтингами и конкуренцией, что подросток просто-напросто «закипает», а родителям говорит, что ему «ничего не нравится».
Когда подросток заявляет, что ему «ничего не хочется» и вообще «отстаньте от меня», это звучит как сигнал тревоги, особенно в контексте выбора профессии или учебного заведения и, как правило, в начале марта, если речь идет о старших классах. Давайте сначала успокоимся. Вспомним, что подростковый возраст - это время поиска и самоопределения, а «ничего не нравится» может означать просто «я еще не нашел то, что мне по-настоящему интересно» или «мне нравится, но я не знаю, как связать это с профессией». А еще чаще: «Мне вообще-то нравится, но я не думаю, что ты это одобряешь, мама (папа)».
Четыре простых шага помогут преодолеть данный барьер на пути выбора профессии.
Первое, что стоит сделать, - дать подростку пространство и возможность исследовать разные области знаний и виды деятельности. Мир велик и многообразен, и иногда, для того чтобы что-то полюбить, нужно сначала с этим познакомиться. Поддержите идею посещения профориентационных мастер-классов, летних школ или онлайн-курсов по интересующим направлениям. Смотрите лекции онлайн, читайте книги, поспорьте за ужином, сходите в музей. Возможно, искра вдохновения вспыхнет там, где вы меньше всего этого ожидали.
Второй шаг - обсуждение без давления. Задайте вопросы, которые помогут подростку разобраться в собственных предпочтениях: «О чем ты любишь читать?», «Какие задачи тебе интересно решать?», «В какой области ты чувствуешь себя увереннее всего?». Станьте Шерлоком Холмсом интересов ребенка. «Я слышала, что ты недавно смотрел видео про робототехнику. Это же круто! Тебе понравилось?» - спросите так, даже если вы уверены, что главное, что его интересовало, - это как быстрее пройти новый уровень в той или иной компьютерной игре. Очень важно показать, что любой ответ ценен и интересен.
Третье - работа с профессионалом. Иногда сторонний взгляд может помочь увидеть таланты и способности подростка, на которые он сам не обращал внимания. Психолог, карьерный консультант, профориентолог смогут предложить тесты и задания, которые помогут подростку лучше понять себя. Ознакомьтесь с полезными материалами для родителей, педагогов и подростков на сайте каждыйважен.рф. Кроме того, школьники могут принять участие в бесплатной программе «Место историй», помогающей им осмыслить ключевые жизненные ценности.
Четвертое - поддержка и понимание с вашей стороны. Покажите, что выбор профессии - не «приговор» на всю жизнь, а лишь следующий шаг на пути самопознания. Важно, чтобы подросток знал: даже если его выбор изменится через год или два, это нормально. А уж при текущих изменениях на рынке труда одним делом всю жизнь вряд ли кто-то будет заниматься.
Зафиксируйте сами для себя, что фраза «ничего не нравится» - не проблема, а возможность для глубокого погружения в мир интересов и увлечений. Ваша поддержка и вера в способности ребенка могут стать решающим фактором на пути к выбору, который принесет ему удовлетворение и счастье.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Отвечает специалист консультационного центра Светлана ДОЛГОЛОЖКИНА:
- Книга - незаменимый кладезь мудрости и инструмент развития человека. Очень важно, чтобы современные технологии не вытеснили окончательно художественную литературу не только из образования, но и из повседневной жизни. Поэтому необходимо формирование читательской культуры и воспитание любви к книгам буквально с самого рождения человека. В младенческом возрасте потешки, песенки, колыбельные, сказки в эмоциональном пересказе взрослого вводят малыша в мир художественного слова. А ближе к двум годам книга как предмет, ценность уже вполне может осознаваться ребенком. Активность ребенка - основное условие правильного, развивающего знакомства с книгой. Привлекайте его внимание к перелистыванию страницы, помогите сделать это аккуратно (на начальном этапе используйте книги удобного для рук малыша размера из плотного картона).
Постоянно взаимодействуйте с ребенком в процессе совместного рассматривания и чтения книжки. Обращая внимание на картинку, попросите показать пальчиком героя, помогите изобразить его с помощью движений, мимики и звуков; помогите вспомнить или догадаться, что будет дальше. После прочтения с ребенком книги помогите повторить услышанную цепочку из двух-трех действий в игре.
Начиная с третьего года жизни чтение может стать регулярным совместным занятием родителя и малыша. Выберите в режиме дня удобное для этого время - например, перед дневным и (или) ночным сном. Можно организовать ребенку личную книжную полочку, которая будет у него в свободном доступе. Пусть на ней находятся разнообразные прочные маленькие книжки в количестве от двух до десяти с короткими фразами.
Если ваш ребенок порвал или помял книгу, не ругайте его. Продемонстрируйте бережное отношение к ней, «пожалейте» ее вместе с ним и «вылечите».
После трех лет ребенок в полной мере соотносит услышанное с иллюстрацией и может подолгу разглядывать картинки, слушая, как мама читает вслух. Накопленный словарный запас, практический опыт и постепенное освоение грамматического строя родного языка позволяют малышу оторваться от происходящего здесь и сейчас, начать осуществлять ориентировку в прошедших и будущих событиях. В это время необходимо обсуждать с ребенком прочитанное, обращать внимание на мелкие детали иллюстраций. Для чтения вслух хорошо подойдут произведения с простым сюжетом, которые малыш сможет легко воспроизвести с вами в игре. Если вы читаете сказку или стишок повторно, делайте паузы, позволяя ребенку продолжить сюжет или вставить правильное слово в стихотворение, можно оказать помощь мимикой или жестом, показать нужное слово на картинке.
По-прежнему в этом возрасте актуален «живой» пересказ. Рассказывая сказку по памяти, обязательно познакомьте своего ребенка с народными выразительными средствами. Используйте присказки - они помогут активизировать внимание малыша, настроиться на слушание. В конце сказки добавляйте концовку: «Стали жить-поживать да добра наживать» или «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!».
Поддержать интерес к совместному чтению, запомнить прослушанное поможет не только обыгрывание прочитанного сюжета, но также лепка и рисование иллюстраций к произведению.
Совместное чтение - это и важные минуты близости с родными, и интересные открытия, и, конечно, всестороннее развитие. Предложенные советы помогут вам сделать знакомство ребенка с книгой максимально интересным и продуктивным.