В области состоялся трехдневный научно-практический семинар «Музей и школа. Новые формы сотрудничества и перспективы взаимодействия». На своих площадках он объединил музейных сотрудников и педагогов из разных уголков региона. Спикерами проекта стали эксперты из Костромы, Москвы, Вологодской области. Делились опытом и его перенимали. Цель одна - работать в команде, чтобы школьники получали знания, эмоции, общение, не ассоциировали музей с чем-то скучным, не боялись экспозиций, черпали в них новые знания и новый опыт. Ну и селфи на выставках делали. Со смыслом.
Рассказать про музей интересно и свежо
Тренинги, мастер-классы, интерактивные форматы, посещение музеев, лекции и даже антилекции - все это про семинар. Уникальные спикеры - от руководителей успешных муниципальных музейных практик до экспертов из Третьяковской галереи - создали необыкновенную атмосферу и наполнили ее отличным содержанием.
- Я много взаимодействую с региональными и муниципальными музеями, помогаю выстраивать системное представление о том, что такое коммуникация в них. Моя работа направлена на то, чтобы показать, как музей может рассказывать о себе, чтобы это было интересно разным аудиториям. Как говорить о своих программах, мастер-классах, вести социальные сети и делать это интересно и свежо. Это одна часть моей работы. А вторая часть - это коммуникация внутри музейного сообщества. В Костромской области, например, музеи разбросаны по территории региона. Но такие методические семинары - возможность создать условия, чтобы люди познакомились, посмотрели друг на друга в групповой работе, друг друга услышали, завязали хорошие профессиональные связи. Тема взаимодействия музея и школы сегодня актуальна. Конечно, с обеих сторон есть понимание, что экспозиция для школы полезна, и наоборот. Но взаимные ожидания зачастую не стыкуются. Значит, надо над этим поработать, выстроить сотрудничество, используя разнообразные форматы, - рассказала приглашенный эксперт, автор помогающего проекта и блога «Музейные коммуникации» Аля Кузнецова.
Создавая экспозицию мечты
Что дает музей? Чему учит сегодняшних школьников? Об этом говорили много. Понимать, знать, ценить, гордиться - это лишь часть того, чему учит и что вкладывает. А еще, как отметили многие из участников встречи, музей сегодня - это и про труд тоже. В эпоху гаджетов умение трудиться для подрастающего поколения зачастую со скрипом вписывается в систему жизненных ориентиров и ценностей. Переориентироваться и переоценить может помочь музей. И уже помогает.
- Для меня очень значимо, что сегодня затронули тему трудолюбия у детей. Это очень важная тема для коллектива нашего музея. Чтобы они не были тунеядцами, надо уже сейчас «впрягаться». На мастер-классах мы рассказываем школьникам, насколько тяжел труд ювелира. Родители многих ребят, которые к нам приходят, работают на ювелирном производстве. Но, кроме названия профессии, дети зачастую ничего не знают о работе своих мам и пап. Мы стараемся показать, насколько тяжело трудиться. Проволоку тянуть, скручивать, чтобы получилась наша знаменитая скань. У нас музей интерактивный. Много мастер-классов. Ко всему можно прикасаться, все можно почувствовать руками. Это тоже важно для современных детей. И для нас, сотрудников музея, - объясняет методист-экскурсовод интерактивного музея ювелирного искусства поселка Красное-на-Волге Эльмира Смирнова.
- У нас сезонный туризм - с конца июня до конца августа. А основной контингент в течение всего года - это, конечно, школьники. На них и ориентируемся в своей работе. У нас отличные отношения со всеми школами и детскими садами. Стараемся, чтобы был симбиоз между преподавателями-предметниками, классными руководителями и работниками музея для достижения общей цели: приучить детей ходить на экспозиции выставки. И учителей приучить. Потому что для них это тоже подмога. Есть преподаватели, с которыми мы годами сотрудничаем и добиваемся общих результатов. Сегодняшний семинар - это, конечно, уникальная встреча. Очень впечатлила встреча с директором Тотемского музейного объединения Алексеем Михайловичем Новоселовым. Он просто личность в истории. Все, что он вместе с командой придумывает, все осуществляют. Это, конечно, вдохновляет. А мы ведь все в чем-то сильны. Тоже стараемся налаживать контакты с потенциальными инвесторами, главами, отделами культуры. Чтобы в конечном итоге сделать музей таким, о котором мы мечтаем, - поделилась директор Нейского краеведческого музея Тамара Субботина.
И физика в помощь
Педагоги - участники семинара в большинстве своем обеими руками за музей. Причем как за коллективные выходы, выезды в муниципальные и областные музеи, так и за знакомство учащихся с экспонатами школьных экспозиций. Оказывается, в нашем регионе есть даже музей космонавтики. Он школьный. Открыт год назад в костромской гимназии №33. И возглавляет его учитель физики и астрономии Мария Бугай.
- Открыть такой музей было моей мечтой. Такая же мечта была и у наших костромских ветеранов Байконура и Плесецка. Благодаря их поддержке у нас стали появляться уникальные экспонаты. Есть портреты космонавтов, написанные нашим костромским художником Алексеем Ивановичем Рябиковым. Есть экспозиция, посвященная строителям Байконура. Есть выставка о полете первого искусственного спутника. У нас есть тот самый и ключ на старт, и детали ракет, и детали различных космических аппаратов. Дети посещают музей с удовольствием. И экскурсии ведут сами школьники, - отметила Мария Герасимовна.
Школьные музеи сельских школ - это вообще отдельная и очень душевная история. Например, в Корежской школе Буйского района музей действует уже не одно десятилетие. Помещение его всего пятнадцать квадратных метров, но там хранится более трехсот экспонатов. И двери музея всегда открыты. Запросто можно на перемене зайти и посмотреть на старинные вышитые рушники, угольный утюг, элементы одежды.
- Пятьдесят процентов того, что есть в этом музее, я принесла из дома. Все, что осталось в деревенском родительском доме, привезла в школу. И одежду, и обувь, и посуду. Старинные коньки даже есть. Педагоги и жители поселка тоже делятся экспонатами. Так что экспозиция пополняется постоянно. В образовательном процессе музей, безусловно, подмога. Пусть он маленький, но свой, наполненный, информативный. Сегодняшний семинар, безусловно, всем нам, педагогам и руководителям школьных музеев, полезен. Новые идеи, взгляд со стороны на свою работу - это необходимо, чтобы развиваться, двигаться вперед, - считает учитель начальных классов, заведующая школьным музеем Корежской средней школы Людмила Тощакова.
Участники трехдневного музейно-школьного интенсива получили сертификаты о прохождении образовательного курса. И готовы к новым активным действиям во благо музея и детей.
Проект реализуется в рамках благотворительной программы «Музеи Русского Севера», фонда «Доброта Севера» компании «Северсталь» и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.