Про живое чтение и общение
На актуальные для родителей вопросы сегодня отвечают специалисты консультационного центра для родителей, действующего на базе Шарьинского педагогического колледжа
Эксперты рекомендуют и родителям искренне полюбить чтение, чтобы быть для детей примером и хорошей читающей компанией.
Фото с портала растимдетей.рф
Педагог Светлана Долголожкина рассказывает об актуальном и наболевшем: как заинтересовать чтением современных детей. Напомним, что эксперты консультационного центра готовы ответить и на ваши вопросы. Обратиться за консультацией несложно. Записаться можно по телефону 8-995-773-72-58.

Прививаем любовь с пеленок

Книга - незаменимый кладезь мудрости и инструмент развития человека. Очень важно, чтобы современные технологии не вытеснили окончательно художественную литературу не только из образования, но и из повседневной жизни. Поэтому необходимо формирование читательской культуры и воспитание любви к книгам буквально с самого рождения человека. В младенческом возрасте потешки, песенки, колыбельные, сказки в эмоциональном пересказе взрослого вводят малыша в мир художественного слова. А ближе к двум годам книга как предмет, ценность уже вполне может осознаваться ребенком. Активность малыша - основное условие правильного, развивающего знакомства с книгой. Привлекайте внимание ребенка к перелистыванию страницы, помогите сделать это аккуратно (на начальном этапе используйте книги удобного для его рук размера из плотного картона). Постоянно взаимодействуйте с малышом в процессе совместного рассматривания и чтения книжки. Обращая внимание на картинку, попросите показать пальчиком героя, помогите изобразить его с помощью движений, мимики и звуков; ориентируясь на картинку, помогите вспомнить или догадаться, что будет дальше. После прочтения с ребенком книги помогите ему повторить услышанную цепочку из двух-трех действий в игре.

Начиная с третьего года жизни чтение может стать регулярным совместным занятием родителя и малыша. Выберите в режиме дня удобное для этого время, например, перед дневным и ночным сном. Можно организовать ребенку личную книжную полочку, которая будет у малыша в свободном доступе. Разместите на ней разнообразные прочные маленькие книжки в количестве от двух до десяти с короткими фразами. Важно регулярно менять книжки на новые или чередовать одни с другими по мере необходимости.

Если ваш ребенок порвал или помял книгу, не ругайте его. Продемонстрируйте бережное отношение к ней, «пожалейте» ее вместе с малышом и «вылечите». А для экспериментов над бумагой и картоном выделите отдельный уголок в комнате.

И рассказываем тоже

После трех лет ребенок в полной мере соотносит услышанное с иллюстрацией и может подолгу разглядывать картинки, слушая, как мама читает вслух. Накопленный словарный запас, практический опыт и постепенное освоение грамматического строя родного языка позволяют малышу оторваться от происходящего здесь и сейчас, начать осуществлять ориентировку в прошедших и будущих событиях. В это время необходимо обсуждать с ребенком прочитанное, обращать внимание на мелкие детали иллюстраций. Для чтения вслух хорошо подойдут произведения с простым сюжетом, которые он сможет легко воспроизвести с вами в игре. Если вы читаете сказку или стишок повторно, делайте паузы, позволяя ребенку продолжить сюжет или вставить правильное слово в стихотворение, можно оказать помощь мимикой или жестом, показать нужное слово на картинке.

По-прежнему в этом возрасте актуально «живое» рассказывание. Пересказывая сказку по памяти, обязательно познакомьте своего ребенка с народными выразительными средствами. Используйте присказки, например: «В некотором царстве, в некотором государстве» или «Жили-были» - это поможет активизировать внимание ребенка, настроиться на слушание. В конце сказки добавляйте концовку, например: «Стали жить-поживать да добра наживать» или «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!».

Поддержать интерес к совместному чтению, запомнить прослушанное поможет не только обыгрывание прочитанного сюжета, но также лепка и рисование иллюстраций к произведению. Вместе с ребенком можно повторить сказку, просматривая собственные иллюстрации, придумать ее продолжение и даже создать свою историю в картинках.

Не во время еды. И не для засыпания

Чтобы развить у ребенка интерес к совместному чтению, в конце раннего возраста можно использовать другие формы знакомства с произведениями, например, диафильмы. Они помогут освежить интерес к уже знакомым сказкам. Ребенок будет рад освоить новый инструмент, с удовольствием научится переключать кадры. Диафильмы благодаря простой серийности изображений помогут научить малыша пересказывать простой сюжет.

После трех лет для развития восприятия сюжета можно использовать аудиосказки. Лучше всего, чтобы произведения, которые слушает ребенок, были знакомы ему ранее. Их длительность должна составлять не более 15-20 минут. Сюжет, прослушанный ребенком, обязательно должен быть обсужден с родителями и проработан в игре. Также аудиосказка не должна являться фоном для таких режимных моментов, как прием пищи и засыпание. Во время прослушивания сказки можно занять малыша изобразительной деятельностью или конструированием.

Совместное чтение - это и важные минуты близости с родными, и интересные открытия, и, конечно, всестороннее развитие. Предложенные советы помогут вам сделать знакомство ребенка с книгой максимально интересным и продуктивным.
Made on
Tilda