Напомним, что эксперты консультационного центра готовы ответить на любые ваши вопросы. Обратиться за консультацией несложно. Записаться можно по телефону 8-995-773-72-58.
Куда уходит тяга к знаниям?
Отвечает специалист консультационного центра Ольга МЕЛЕХОВА:
Случается, что школьники, даже те, которые с энтузиазмом ходили на занятия, проявляли активность при выполнении домашней работы, глубоко интересовались изучением тех или иных предметов, вдруг теряют интерес к учебе. Иногда за этим стоят небольшие трудности, не требующие принятия кардинальных мер. Но бывает, что без помощи родителей не обойтись. Как мотивировать детей учиться в зависимости от их возраста? Этот вопрос задает себе каждый неравнодушный родитель. Первое, что необходимо сделать в такой ситуации, - разобраться в причинах. Остановимся на тех моментах, которые снижают, а иногда и убивают у ребенка желание ходить в школу.
Неготовность к школьному обучению. Ребенок приходит в школу с недостаточным уровнем навыков и игровой мотивацией, быстро становится неуспешным, привыкает к упрекам, замечаниям и низким оценкам, что приводит к ощущению тотального неуспеха.
Завышенные требования родителей и фиксация на оценках. Родители ожидают от ребенка высоких результатов, а в общении фиксируются только на школьных успехах, а чаще - неуспехах. Ребенок начинает чувствовать постоянное давление и дискомфорт, у него складывается представление, что родителям сам он неинтересен, их интересуют только оценки.
Неинтересный формат обучения. Даже высокомотивированные дети часто теряют интерес к учебе в первые годы обучения. К сожалению, в силу загруженности или других причин учителя нередко формально ведут уроки, не давая возможности проявиться детской любознательности, творческим задаткам. Учеба начинает ассоциироваться у ребенка со скучным выполнением однотипных заданий, не имеющих ничего общего с его собственными интересами.
Школьный буллинг. Он становится распространенным явлением, из-за которого дети отказываются ходить в школу. К сожалению, справиться с буллингом в одиночку ребенку не под силу, ему требуется помощь и поддержка взрослых.
Перегрузки. Часто родители недооценивают реальные нагрузки, которые испытывает школьник. Отметим, например, что количество часов, отведенных на домашние задания в России, значительно выше, чем во многих других странах - до 3,5 часа в день в старших классах. Учебная неделя школьника старших классов, не считая дополнительных занятий и репетиторов, составляет 45 - 50 часов, что превышает рабочую неделю взрослого человека.
К сожалению, родители не могут повлиять на все факторы образования своего ребенка. Однако в их силах создать дома поддерживающую обстановку и минимизировать те факторы риска, о которых мы рассказали: не сводить общение с ребенком к обсуждению школьных оценок; проводить время вместе; разговаривать на разные темы; искать причины возникших трудностей; общаться с учителями; обсуждать и совместно решать возникающие проблемы.
Как мотивировать учиться детей разного возраста?
Исследования подтверждают, что поощрение намного более эффективно, чем наказание. Наказание часто является признанием педагогической беспомощности взрослого, неумения договариваться и устанавливать границы. Применять наказания следует лишь в исключительных случаях злонамеренного повторяющегося поведения, которое ребенок может контролировать. Например, ругать или наказывать за то, что школьник не может решить задачу, бессмысленно, здесь стоит разобраться, почему он не может ее решить. А когда расстроенный родитель готов лишить двоечника гаджета на месяц, стоит иметь в виду, что вряд ли это повысит желание учиться.
Ученики начальной школы нуждаются в похвале и одобрении, для детей этого возраста очень важна положительная оценка взрослого, которую мы так часто забываем им дать. Для младших школьников плохо работают отстроченные бонусы. Желательно использовать быстрое, следующее непосредственно за действием поощрение - «Напишешь три строчки, играем в настольную игру».
Учебная мотивация подростков под давлением сложностей пубертата обычно снижается, усиливаются протестные настроения, а учеба часто становится полем боя, на котором подросток пытается отстоять собственную независимость доступными ему способами. Чтобы этого не происходило, родителям стоит иметь в виду, что некоторое снижение мотивации и успеваемости в подростковом возрасте естественно. Не стоит драматизировать этот момент, если подросток в целом справляется с программой.
Постоянные подкрепления важны для поддержания длительной мотивации в любом сложном деле. Система бонусов за успехи и старания с подростками может стать более гибкой, в зависимости от интересов и склонностей. Одной из ведущих потребностей подростка является уважение к его взрослости. Среда, школьная или семейная, где подростка слышат и понимают, уважительно относятся к его мнению, является мотивирующей. Общение с подростком должно быть честным и основываться на фактах. Так, например, нужно понимать, что диалог со старшеклассником, который решил «не идти в университет, а быть блогером», должен основываться на аргументах и знании современных реалий.
Если же родителям не удается справиться с какой-либо проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно.