Читаем вместе и учимся отвечать на детские вопросы
Об актуальном для мам и пап рассказывают специалисты консультационного центра для родителей, действующего на базе детского сада №6 Костромы. И напоминают: обратиться за консультацией несложно. Записаться можно по телефону 8-953-993-31-00. Помогут профессионалы
Чтение, как и общение, важный инструмент воспитания и сила, объединяющая детей и родителей.
Фото с интернет-портала растимдетей.рф
Какие сказки выбрать для ребенка

Отвечает специалист консультационного центра Елена КАМЕНОВСКАЯ:

- Специалисты советуют начинать читать уже тогда, когда вы поняли «всю серьезность своего положения». Сам процесс успокаивает и маму, и малыша, но для этого периода подойдут стихотворения и добрые неэмоциональные сказки. Те самые, которые мы с таким удовольствием сами слушали в детстве.

Раннее детство. В этот период стоит помнить о том, что сказка должна быть короткой и ориентированной на звукоподражание («гав-гав», «мур»). Не забывайте, что читать стоит спокойно, неторопливо. Ребенок еще пока не понимает, что ему говорят, зато точно улавливает интонации. Малышу до первого года жизни лучше покупать книги с плотными страницами, потому как в этом возрасте им свойственно «грызть», рвать издания. Что касается иллюстраций, то будет лучше, если в ней будут присутствовать изображения реальных вещей или животных без четко прорисованных черт лица и одежды. Нарисованный персонаж должен быть максимально реален.

По мере взросления вашего малыша стоит подбирать сказки длиннее, с более сложным сюжетом, большим количеством героев.

Когда исполнилось 4 года. Именно в этот момент сюжеты сказок, которым вы отдаете предпочтение, должны измениться. Пора вводить в мир ребенка эмоциональные оттенки. Яркие события, столкновения добра и зла - это те элементы, которые должны появиться в читаемых вами сказках. Вашему малышу будет интереснее сейчас слушать истории, в которых главным героем будет такой же малыш, как и он, а иллюстрации будут яркими, похожими на мультяшные.

От 4 до 6 лет. Конкретность мышления, которая еще сохраняется к этому возрасту, диктует правило: наличие, пусть и простого, но все-таки, сюжета. Желательные герои - животные и люди. Это то время, когда в вашу библиотеку не мешало бы включить литературные сказки. И постепенно стоит приучать ребенка к регулярному чтению, деля произведение на несколько частей.

Заинтересовать же младшего школьника чтением достаточно сложно. Здесь может помочь во многом собственный пример. Так как ребенок копирует вас во всем, поэтому чем чаще он видит вас с книгой, тем больше вероятность, что вскоре вы его застанете за таким же занятием.

Не стоит считать, что раннее обучение посредством сказки - процесс односторонний. Читая вместе с малышом, каждый раз окунаясь в мир волшебства, вы сами становитесь чуть добрее, ведь в каждом из нас где-то глубоко внутри живет ребенок, способный верить в чудеса.

Зачем нужно семейное чтение?

Отвечает специалист консультационного центра Марина ТРОПИНОВА:

- Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

5. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

6. До тех пор пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.

7. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

8. Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с сыном или дочерью.

9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

10. Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Как развить у ребенка стремление узнавать больше об окружающем мире?

Отвечает специалист консультационного центра Любовь СМИРНОВА:

- Для формирования и развития познавательного интереса у ребенка необходимо:
• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
• создавать условия для развития познавательной активности (наблюдения, экскурсии).

Важно использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности ребенок глубже познает их, выделяет новые качества, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Для развития интереса ребенка важно поддерживать его заинтересованность к привычным для него предметам. Например, предложите детям понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий они сделают!

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным.

Пытливость мысли, интересы ребенка проявляются в вопросах. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно.

По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Как отвечать на детские вопросы?

1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них.

2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало детей в том предмете, явлении, о котором они спрашивают.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

7. Отвечая на детские вопросы, воздействуйте на чувства ребят, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Важно знать

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

Прививайте ребенку любовь к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете детям книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Рекомендуйте детям книги своего детства, делитесь своими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

0+
Made on
Tilda