Марина Крылова: Моя наука - из народа. И из семьи
Вы точно ее знаете! Потому что в Костроме Марину Крылову знают практически все
Всегда в образе! Всегда в народной теме.
Фото из личного архива Марины КРЫЛОВОЙ
Еще туристы из разных городов и весей. И ведущие центральных каналов. А также жители маленьких деревенек, хранящих в себе тепло народных традиций. Плюс самобытные мастера, у которых Марина Константиновна перенимает самый различный опыт - от творческого до кулинарного. Она - старший научный сотрудник музейно-образовательного центра Костромского музея-заповедника. Но научный сотрудник совсем нетипичный.

- Моя наука - из народа. И из семьи, - улыбается собеседница.

И сама она из народа тоже. А еще со сцены.

- Вот тут, по соседству, выросла, - говорит о Костромском областном драмтеатре, в то время как беседуем в здании Дворянского собрания.

На сцену Марина выходила с трех лет. И даже получала гонорары. Например, летом, которое предшествовало поступлению в первый класс, сама себе заработала на письменный стол. Беседуем с Мариной Константиновной о том, как семья повлияла на становление личности и какие семейные традиции всем нам надо возрождать.

Опыт из закулисья и от бабушки

- Семилетняя Марина на свои честно заработанные деньги купила себе письменный стол?

- Стол, и не только. Гонорары у нас были - рубль сорок в сутки. Мы гастролировали все лето. Я была задействована в трех спектаклях. А на деньги, которые заработала тем летом, мама купила мне также раздвижное кресло и верблюжье одеяло.

- Вы из творческой семьи, получается?
- Да, из творческой. Точнее, даже так: из театральной. Мой папа - Константин Иванович Гулин - служил в театре, был заслуженным артистом Российской Федерации. Мама - Муза Борисовна - заведовала реквизиторским цехом. И даже бабушка в театре работала. На хозяйственных должностях. Бабушка была родом из деревни. И от нее я тоже многое творческое и народное переняла. При этом традиции в семье передавались совершенно ненавязчиво. Вот скажет бабушка, например: «А давайте-ка пирожков красивых напечем в виде птичек». Это уж я потом узнала, что традиция эта относится к народному празднику Жаворонки. Или, например, говорит: «Давай бусы из рябины сделаем. Такие красивые бусы получатся!» Уже сейчас, погрузившись в народную тематику профессионально, знаю, что бусы из рябины наши предки делали ежегодно с 14 по 23 сентября. И не просто так - со смыслом! В честь праздника Петра и Павла Рябинников. Рябина - дерево красоты. Считалось, что такие бусы оберегали женскую красоту в течение всего года. Кстати, рябина - это и мое дерево тоже. По гороскопу друидов.

- У вас здесь тоже рябиновые бусы есть. А еще текстильные, глиняные, валяные из шерсти, сделанные из ракушек, связанные крючком, напоминающие квиллинг и, кажется, даже технику плетения из бересты… Чего только нет, в общем! Бусы - ваша любимая тема?

- Одна из любимых. И благодатная. Хотя я и текстильные мячики шью, и кукол. А с украшениями у наших предков многое связано было. Вот про рябину мы уже поговорили. А еще, например, во время сбора урожая крестьяне сушили семена яблок. И тоже делали бусы! Считалось, что такие украшения очень благотворно влияют на скорейшее появление потомства.

Из театра - в музей. Неожиданно и судьбоносно

- Марина Константиновна, знаю, что и костюмы для проведения экскурсионных программ и праздников вы шьете сама. Прямо человек-оркестр!

- Шью. И костюмов у меня много. Все разные. Вот, например, проводим мы праздник капусты в Костромской слободе - как же мне обойтись без повязки-солохи в виде капустных листьев? Никак! Поэтому беру и делаю. Многие рукодельные навыки - они тоже родом из детства. От бабушки и из театрального закулисья. Очень хорошо помню, что между выходами на сцену многие артистки, сидя за кулисами, вязали. А вот супруг нашей замечательной актрисы Ларисы Александровны Солнцевой делал пуговицы из ореховой скорлупы. У меня даже была кофточка с такими пуговицами. Теперь же в моей рукотворной коллекции есть, например, вот такие глиняные бусы-тыканки, напоминающие эту «ореховую» технику.

- Биография с раннего детства - настоящий театр! Резонный вопрос: почему же вы не стали актрисой?

- А я стала! Окончила наше музыкальное училище по классу вокала. В дипломе у меня значится: «Актриса академического театра». А потом поехала поступать в вуз, в котором учился мой отец, - в ЛГИТМИК. На оперетту. Тогда вместе со мной поступали дочки актрисы Марии Пахоменко и певицы Эдиты Пьехи. Я и они до последнего тура дошли, на котором еще могли срезать. И срезали!.. Из-за неправильного прикуса. В приемной комиссии мне тогда сказали: «Возвращайтесь в свою Кострому, исправьте прикус и приезжайте к нам через два года». Набор тогда раз в два года проходил. Я вернулась. Прикус исправила. И вышла замуж! А поступать уже больше не поехала. Продолжала играть в драмтеатре, в театре кукол была актрисой. И в народной филармонии выступала - без зарплаты, на энтузиазме. И в Болгарию по обмену опытом с делегацией Костромской области ездила.

- То есть с музейным работником себя не ассоциировали?

- Никогда. До 2004 года. Тогда по приглашению стала менеджером коммерческой выставки «Край Снегурочки». Доросла до директора по социальным вопросам. И именно там стала применять на практике интерактивные экскурсионные и обрядовые программы, которые потом продолжила и продолжаю вместе с коллегами реализовывать в нашей «Костромской слободе».

Открытия каждый день

- Сегодня для вас «Костромская слобода» - это место силы?

- Безусловно! Вы знаете, мы с ней, как оказалось, ровесницы! Думаю, это хороший знак.

- Один из самых известных и, пожалуй, востребованных ваших проектов - «Народный календарь». Родился не вдруг и не сразу? Пришлось поискать и покопаться?

- Именно так. Что-то в одной книге прочитаешь, что-то в другой статье. Ну и, конечно, общение - главный научный инструмент. Вот проводим праздник, организуем народные игры и тут слышим от представителей районов: «А у нас немного не так было». Конечно, это радость - узнать что-то новое.

- И взять на вооружение?

- Совершенно верно. Бывают удивительные открытия. С играми тоже! Мы в «Костромской слободе» периодически конкурс резчиков по дереву проводим. И в один год тема у нас была «Государыня ложка». Интересные привозили работы, разнообразные. Одна из них - целая композиция: большая ложка и двенадцать маленьких. Мы долго думали, что бы это значило? Потом разобрались. Оказалось, автор таким образом интерпретировал народную игру «Двенадцать палочек». Ну здорово же, правда?

- Вы открытый человек. И наверняка знаниями своими щедро делитесь и с коллегами тоже?

- Делюсь. Нет во мне такого, что «это, мол, я нашла, откопала, разработала, никому не отдам!». На смену приходят молодые, талантливые, увлеченные музейные работники. Им продолжать!


А в отпуск - как-нибудь потом!

- Своим близким опыт передаете тоже?

- Да. И дочкам, и теперь уже внукам. Дочери не выбрали творческих профессий. Но навык в руках есть. Все умеют, все могут. Внукам тоже сидеть в планшете не даю! Внучка приходит в гости, мы с ней сразу занятие себе находим. На мастер-класс по живописи идем. Или, например, шерстью картины пишем. Или пластилином. Все эти техники мне самой очень нравятся. Ей тоже!

- В отпуске бываете?

- Крайне редко. И выходных по субботам и воскресеньям у меня практически нет. Работа такая!

- Но это ведь ничего?

- Это замечательно! На самом деле и творчество, и общение, и атмосфера наша музейная - все это подпитывает. Происходит обмен энергией.

- На одном из международных фестивалей вам присвоили гордое звание «Хранительница народных традиций». Храните?

- Храню. И просто искренне люблю то, что делаю. Это главное.
Made on
Tilda