Сегодня вместе с профессионалами разбираемся в сложных, но таких важных темах. Поговорим о диагностике расстройства аутистического спектра и разберемся, что такое оппозиционно-вызывающее расстройство. Напоминаем, что эксперты консультационного центра готовы ответить и на ваши вопросы. Обратиться к ним несложно, достаточно записаться по телефону 8-953-993-31-00.
Как диагностируют РАС?
Отвечает специалист консультационного центра Светлана ДОЛГОЛОЖКИНА:
- Узнав о том, что у маленького ребенка врачи предполагают расстройство аутистического спектра (РАС), родители сталкиваются с острой проблемой, которая имеет отношение к будущему их сына или дочери. В нашей стране единственный специалист, который может поставить диагноз, а затем лечить и адаптировать к жизни ребенка с РАС, - это психиатр. Но методы помощи, которые предлагает психиатрия, часто не устраивают родителей.
Как ставят диагноз? Сегодня нарушения в развитии у детей выявляет педиатр, а диагноз «расстройство аутистического спектра» верифицирует психиатр.
Кроме психиатра в команду специалистов могут входить невролог, гастроэнтеролог, педагог, дефектолог, специалист по прикладному поведенческому анализу. Важное умение - наладить контакт с семьей. Родители должны быть в курсе выводов, к которым пришли специалисты, чтобы семья могла работать с ребенком и дома.
Сына или дочь нужно полностью обследовать на предмет соматических заболеваний, с ними должны быть проведены все возможные вмешательства, которые опираются на прикладной анализ поведения. И только после этого наступает очередь психиатра, который может назначить лекарственный препарат.
Большую роль в том, как будет складываться жизнь ребенка с РАС в годы получения образования, играет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Это место встречи семьи, медиков и педагогов для включения детей с особенностями в образовательную среду. Задача комиссии - помочь определить оптимальные для ребенка условия обучения и социализации.
Главная цель работы с особым ребенком - не лечить или корректировать его особенности, а помогать в достижении максимально высокого качества жизни, компенсируя его слабые места (дефициты). В идеале помощь должна быть устроена так: семья обращается в службу по типу «одного окна» и получает маршрут, по которому ребенок может двигаться дальше.
Что такое оппозиционно-вызывающее расстройство?
Отвечает специалист консультационного центра Любовь СМИРНОВА:
- Эту тему не так часто затрагивают. Таких детей много, их больше, чем аутичных ребят, но про РАС в настоящее время очень многие слышали, а про ОВР большинство родителей, и даже коллеги, не знают вообще ничего.
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) - это комплекс детских поведенческих проблем, характеризующийся постоянным неповиновением и враждебностью со стороны ребенка.
Вызывающее оппозиционное расстройство - расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения.
Считается, что примерно каждый десятый ребенок в возрасте до 12 лет страдает ОВР, при этом количество мальчиков вдвое превышает число девочек. Тяжесть симптомов у таких детей бывает различной - от вполне терпимой до полностью истощающей силы родителей и всех, кто ухаживает за таким ребенком.
Раннее вмешательство и коррекция важны как для родителей (сберегания их сил, профилактики выгорания и «синдрома плохого родителя»), так и для самих детей (улучшения их качества жизни и предотвращения возникновения трудного и антиобщественного поведения в зрелом возрасте). Обычно диагноз «ОВР» ставится в раннем школьном возрасте, но это расстройство может быть обнаружено у ребятишек в возрасте от трех лет.
Симптомы:
Дети крайне легко и часто впадают в гнев и буйство, по самым пустяковым поводам.
У них отмечаются частые и затяжные истерики.
Часто спорят со взрослыми, особенно с близкими - родителями.
Отказываются подчиняться любым правилам.
Создают впечатление, будто поставили себе цель рассердить других людей.
Имеют низкую самооценку.
Имеют низкий порог разочарования.
Стараются обвинять других в любых несчастьях или своем плохом поведении.
Азартно спорят, игнорируя любые авторитеты.
Без вмешательства и коррекции у некоторых детей с ОВР развивается глубокое расстройство, которое характеризуется агрессивным и делинквентным поведением, включая:
постоянную склонность к вранью;
садизм или жестокость по отношению к животным и людям;
физическое насилие над другими;
нарушение закона, например, умышленное поджигание собственности, вандализм или воровство.
Причина расстройств деструктивного поведения неизвестна. Плохие семейные условия (супружеский конфликт, домашнее насилие, нищета, родительское злоупотребление психоактивными веществами) однозначно ухудшают эти проблемы, но важно понимать, что самые положительные, теплые, мудрые и понимающие родители не застрахованы от появления ребенка с подобным расстройством.
Диагноз
Он ставится детскими психологом, психиатром, неврологом, или педиатром, специализирующимся на поведенческих расстройствах. Диагностика включает подробные интервью с ребенком, если он достаточно взрослый для этого, с родителями и с учителями, а также проводится сравнение поведения ребенка с контрольным списком для ОВР.
Варианты коррекции ОВР могут включать:
1. Обучение родителей - чтобы помочь родителям лучше управлять своим ребенком и взаимодействовать с ним, включая методы, которые укрепляют хорошее поведение и препятствуют плохому поведению. Это основная форма лечения и наиболее эффективная. Социальная поддержка увеличивается, если родители проходят обучение в группах с другими родителями, у которых тоже есть дети с ОВР.
2. Функциональная семейная терапия - имеет целью научить всех членов семьи более эффективно общаться и решать проблемы.
3. Все лица, ухаживающие за ребенком (включая родителей, бабушек и дедушек, учителей и т. д.), должны быть последовательными в том, как они ведут себя по отношению к нему и управляют им.
4. Иногда психиатр может использовать медикаментозные методы коррекции некоторых симптомов или сопутствующих расстройств (антидепрессанты, противотревожные, нейролептики и т. д.), однако медикаменты не являются основой коррекции детей с ОВР.
5. Некоторые книги очень полезны родителям трудных детей, например:
- Мэри Шиди Курчинка. «Ребенок с характером»;
- Дэниел Амен. «Измените мозг - изменится и жизнь!»;
- Ирина Лукьянова. «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком»;
- Юлия Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?».