С учебными трудностями хоть раз в жизни сталкивался каждый ребенок, даже самый прилежный ученик. И не всегда родители знают, как действовать правильно в подобных случаях. Стоит ли погружаться в проблемы полностью и контролировать каждый шаг или нужно «отпустить ситуацию» и дать ребенку возможность разобраться самому? Обо всех тонкостях помощи с учебой без вреда для взаимоотношений рассказывают эксперты портала «Растимдетей.рф».
Разбираемся в причинах трудностей
Прежде чем помогать, нужно самостоятельно или с помощью специалиста выяснить причины возможных трудностей с учебой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, однако чаще всего выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на успеваемость и отношение к школе. Разберемся с каждой из них.
Педагогические факторы (как организовано обучение в школе)
Среди них: завышенные требования педагога, ускоренный темп обучения - ребенок не успевает за одноклассниками, трудности дистанционного обучения. Но один из основных педагогических факторов - перегрузки, связанные с домашним заданием. По нормам ребята во 2-3-м классах должны делать уроки максимум 1,5 часа в день, в 4-5-м классах - до 2 часов, в 6-8-м классах - до 2,5 часа, в 9-10-м классах - до 3,5 часа в день. А вот на практике, согласно международным исследованиям, проведенным в 2012 году, дети в России делают уроки по 9,7 часа в день.
Особенно это важно для учеников начальных классов, которым лучше несколько раз объяснить задание. Однако важно делать уроки вместе с ребенком, а не вместо него. А в старших классах лучше уже сделать акцент на те предметы, которые ученик собирается сдавать на экзаменах.
Социальные факторы
Нередко причиной низкой мотивации к учебе и неуспеваемости может стать конфликт с педагогом. Очень важно не упустить момент и узнать о возможных разногласиях, особенно если ваш сын или дочь остро реагирует на любую критику, и уже дальше действовать по обстоятельствам. Возможно, достаточно будет только дружеского разговора с учителем и ребенком.
Также причиной может стать и школьный буллинг. Согласно статистике, жертвами буллинга становится больше половины (52%) детей в возрасте до 18 лет. И при этом до 39% из них никому ничего не рассказывают. Большинство детей ждут, что родители сами догадаются, придут и спасут их. Поэтому так важно как можно чаще говорить с ребенком и обращать внимание на малейшие изменения в поведении.
Медицинские (психофизиологические) факторы
Если родители понимают, что у ребенка в целом все благополучно в отношениях с педагогами и с одноклассниками, значит, причина сложностей с обучением может быть в особенностях здоровья.
Среди них весьма распространенными являются следующие.
Легкое функциональное нарушение работы мозга (гиперактивные дети).
Задержка психического развития.
Постковидный синдром - он может сказаться как на общем самочувствии, так и на когнитивных способностях. Доказано, что 20% детей от 1 года до 15 лет, перенесших ковид в разной форме, имеют проблемы со сном, испытывают головокружения, потерю обоняния, больше утомляются.
Сниженная энергетика (астеничность). Распространенность этого синдрома среди подростков может достигать 18%. Астенический синдром очень часто становится причиной трудности обучения, вызывая истощаемость, утомляемость, сложности с концентрацией, переключением и распределением внимания. Ребята с этим синдромом чувствуют постоянную усталость, головные боли при попытке сосредоточиться.
Детская и подростковая депрессия - также достаточно часто встречающееся явление. Согласно статистике, депрессивные состояния отмечаются у 19% подростков 13-17 лет, то есть каждый пятый ребенок подвержен риску депрессии.
О каких симптомах депрессии можно говорить:
снижение когнитивных способностей - подростку становится сложнее мыслить, он медленно, с большими паузами говорит, ухудшается успеваемость;
снижение настроения (дела, которые раньше приносили удовольствие, теперь неприятны), частые слезы без видимой причины, жалобы на тоску, перепады настроения;
снижение интереса к любой деятельности - подросток часто говорит о том, что ему ничего не хочется;
нарушение сна;
изменение аппетита;
ощущение, что постоянно что-то болит;
сужение круга общения;
утренняя апатия, тревога, страх - и нормализация настроения к 17.00;
поверхностное самоповреждение.
Если родители заметили у ребенка признаки депрессии, стоит, не затягивая, обратиться к врачу.
Психологические факторы (личностные особенности ребенка)
К влияющим на обучение ребенка, можно отнести следующие.
Когнитивные особенности - сниженные показатели памяти, мышления, нарушение внимания.
Медлительность или, наоборот, постоянная спешка, неусидчивость. О таких индивидуальных особенностях своего ребенка знают только родители, и очень важно понимать, какой подход нужен к каждому школьнику.
Недостаточная сформированность школьных навыков, например навыка чтения, и снижение мотивации.
Эмоциональные проблемы, такие как неуверенность в себе и своих способностях, страх опозориться. Согласно исследованию, примерно четверть (24%) старшеклассников характеризуются высоким уровнем психологического напряжения, остро воспринимают насмешки и шутки, сильно переживают из-за отрицательных отзывов. В таком случае очень важна поддержка родителей. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, можно обратиться к специалисту.
Низкая способность к самоорганизации, неумение распределять время. Развить чувство времени у ребенка могут помочь родители. Для этого нужно:
поставить на видное место часы со стрелками;
стараться каждый раз точно планировать время на дорогу, бытовые дела, учебные задания;
делать письменное расписание;
обязательно оставлять время про запас;
научить ребенка разделять сложное дело на шаги и этапы;
позволить ребенку самому нести ответственность и контролировать свое время, для начала выбирая безопасные дела, в которых его не нужно будет страховать и можно дать возможность ошибиться.
Как родители могут поддержать ребенка
Самое первое и главное, что должны сделать родители, - создать атмосферу безусловной любви и поддержки. Очень часто взрослые даже не догадываются о том, как ребенок нуждается в понимании, особенно это касается подростков. Они могут быть колючими и даже агрессивными, но на самом деле именно в этот период они очень нуждаются в родителях и тяжело переживают любые неудачи.
Отец и мать должны быть на стороне ребенка. Независимо ни от чего ребенок должен понимать, что его поддерживают. Причем чем хуже ситуация, тем важнее поддержка родителей.
Постарайтесь сформировать у ребенка правильное отношение к неудачам. Детям любая ошибка кажется крахом всего. Объясните, что неудачи - это проблемы, которые можно решить совместно.
Нередко родители забывают о том, как учились в школе они сами, какими «страшными» им казались многие проблемы, как нужна была им поддержка в подростковом возрасте. Именно поэтому атмосфера понимания, безусловной любви, ощущение, что тебе помогут дома и постараются разобраться в ситуации, даже если ты не прав, - это залог успешной и спокойной учебы в школе.