Они утверждают, что каждый второй родитель продолжает время от времени в воспитательных целях кричать на ребенка, а каждый третий - делает это постоянно. Об опасности крика на детей рассказывает портал «Растимдетей.рф» и кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова.
Воспитание - многогранный процесс
Проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка - крайне важная тема, которая не потеряет своей актуальности никогда. Более того, данная проблема представляет интерес не только для психологов и педагогов, но и в первую очередь для самих родителей, поскольку именно они - первые люди в жизни ребенка, которые вводят его в этот мир. Таким образом, семья играет в развитии детей значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью.
Семья выполняет несколько функций в жизни ребенка и, как ближайшее социальное окружение, удовлетворяет его потребность в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите.
Воспитание - процесс сложный и многогранный, не все зависит только от знаний о правильном подходе, во многом это и специфика эмоциональной сферы самого родителя, его индивидуальные особенности, собственный опыт воспитания в прародительской семье. Не всегда родителю удается спокойно донести информацию до ребенка, тем более - когда он сильно раздражен, без ресурса, эмоционально подавлен. В такие моменты сложно контролировать свои эмоции и можно сорваться и перейти на крик.
В чем опасность?
Давайте разберемся, насколько неправильно повышать голос на ребенка и как влияет крик на психическое его развитие? На физиологическом уровне нейробиологи отмечали уменьшение мозолистого тела в мозге. Мозолистое тело расположено между двумя полушариями мозга в теменно-затылочной части. Это крайне чувствительная часть головного мозга, поскольку состоит из порядка двухсот миллионов проводящих нервных волокон. Функция мозолистого тела - координация работы мозга и поддержание передачи информации от одного полушария к другому. В результате изменений в мозолистом теле активность в разных частях мозга снижалась.
Данные исследования проводились в рамках сравнения условно-нормативной выборки и выборки детей, которые подвергались подобного рода наказаниям.
Исследования влияния детско-родительских отношений на возникновение страхов и тревожности у детей также подтверждают, что отсутствие эмоциональной близости, агрессия в сторону ребенка, крик и физические наказания - причина эмоционального неблагополучия. Существуют общие и специфические типы семейного воспитания, связанные с возникновением эмоционального неблагополучия (страхов и тревожности) у ребятишек 5-7 лет, также были выявлены особенности восприятия семейной ситуации детьми с подобными проблемами.
К общим типам относятся: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности.
К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителей, высокая требовательность, строгость и непоследовательность воспитания. В беседах, по результатам рисуночных методик, дети отмечали, что мама или папа могли ругаться и кричать дома, сильно злиться на них и проявлять агрессию.
Признаки того, что дома повышают голос
Существуют некоторые маркеры в поведении, которые могут являться для психолога гипотезой о том, что на ребенка, возможно, повышают голос дома на постоянной основе.
В его поведении обнаруживается модель поведения, подобная той, которая есть в семье, то есть ребенок подражает родителю - ведет себя агрессивно со сверстниками, кричит, оскорбляет. Он как бы «отзеркаливает» поведение, которое демонстрируют родители дома. В подростковом возрасте такие дети часто вовлекаются в процесс буллинга в школе, а иногда даже являются его инициаторами. Известно, что подростки, проявляющие агрессию в сторону своих сверстников, часто испытывали недостаток внимания в семье.
Также психологи могут наблюдать прямо противоположную картину: ребенок очень зажат, крайне тревожен, испытывает страх перед всем незнакомым, не уверен в себе, эмоционально лабилен.
Если родители на систематической основе повышали голос, оскорбляли подростка в его детстве, то в будущем можно ожидать ряд проблем, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, наличием склонности ко лжи, неготовностью делиться своими проблемами и переживаниями со взрослым даже в самых сложных ситуациях.
Причины крика
Безусловно, причины того, что родитель повышает голос, далеко не всегда связаны только с плохим поведением детей.
Крик может показывать, что родитель находится в ситуации беспомощности и просто не знает, как еще он может воздействовать на ребенка, как добиться выполнения семейных правил или по-другому договориться с ним. Поэтому очень важно повышать родительскую компетентность, учиться находить компромисс с ребенком, использовать в общении «я - высказывания», учитывать возрастные особенности развития детей.
Повышение голоса на ребенка может свидетельствовать о потребности родителя таким образом доказать свой авторитет, доминировать над отпрыском. Более того, взрослый может этого не осознавать, поэтому важно проводить рефлексию своего поведения, задумываться о причинно-следственных связях поступков и анализировать истинные потребности.
Одной из самых частых причин того, что родитель срывается на крик, являются усталость, высокий уровень стресса и, как следствие, потеря контроля над своими эмоциями. В подобных случаях надо работать с причиной, а не со следствием. Поэтому необходимо учиться управлять своими эмоциями, повышать эмоциональную гибкость, развивать эмоциональный интеллект. В этой ситуации также помогут различные техники расслабления и релаксации: заземление, диафрагмальное дыхание, техники мышечной релаксации и пр. Важно не забывать про восполнение ресурса, для этого необходимы здоровый сон, полноценный отдых, физическая активность, забота о себе в различных проявлениях.
Для родителей также полезно научиться устанавливать семейные правила и обговаривать с ребенком последствия их нарушения. Например, не делать ему что-то плохое (кричать), а лишить каких-то привилегий: к примеру, невыученные уроки - запрет на компьютерные игры. Необходимо научиться выстраивать с ребенком диалог, уметь обсуждать альтернативы и находить компромиссы.
Если родителю сложно справиться с собственными эмоциями и повышение голоса случается на постоянной основе, стоит пересмотреть свое поведение и проконсультироваться с психологом.