На вопросы о том, как устранить ссоры между детьми, чем опасны манипуляции, с какого возраста можно оставлять детей играть друг с другом без присмотра, почему не стоит делать из старшего ребенка няньку для младшего, как помочь детям наладить отношения, отвечают специалисты портала «Растимдетей. рф».
Закон природы
Первое, что надо знать про ревность между людьми вообще, - это то, что она нормальна. Такое явление присутствует абсолютно во всех культурах, потому что подобное чувство - борьба за ограниченные ресурсы любви и внимания родителей, если говорить о детях.
Даже если вы хороший родитель, знаете, что не следует никого ни с кем сравнивать, говорить: «Вот Маша уже научилась завязывать шнурки, а ты нет» - ребята все равно будут друг друга ревновать. Конкуренция между ними в порядке вещей.
Полезные ссоры
Ревность позволяет оценить и почувствовать ценность отношений и свою отдельность. Когда мы вступаем в конфликт с кем-то, мы лучше чувствуем свои границы. Как только нападающий отступает, нам сразу становится легче и спокойнее. Но стоит детей развести по разным комнатам, они начинают скучать.
Поэтому позвольте им ссориться. Интенсивность и частота ссор зависят в основном от двух параметров: наличия отдельных комнат у детей и отношения родителей к конфликтам. Четко обозначенные границы:
- Вот это твоя комната (половина комнаты, угол на ковре), а это - брата, - выделение каждому его полки в шкафу, его личной чашки, ложки и полотенчика снимают массу проблем.
Крайне важно заключить договор о границах (это - твое, а это - твое) и обозначить санкции за его нарушение. При этом наказание за несоблюдение правил должно следовать и для старших, и для младших детей.
Правила борьбы
В территориальных спорах очень важно обозначить пределы допустимой самообороны. Можно и нужно кричать и обзываться. Орать, угрожать, визжать, топать, кидаться подушками. Нельзя: бросаться тяжелыми и острыми предметами, пинаться ногами, дергать за волосы, кусаться, портить и уничтожать чужое имущество.
Если дети примерно в одной весовой категории, не стоит вмешиваться в их «разборки» вообще. Нужно только четко обозначить правила, например, громкость и продолжительность скандалов или допустимые способы ведения борьбы.
Если дети сильно разнятся по возрасту, весу, темпераменту или один все время оказывается жертвой, придется погрузиться в проблему и разобраться в конфликте, а потом установить жесткие правила: «В нашем доме никого не травят и не обижают, и точка!»
Поскольку маме при появлении второго ребенка приходится исполнять одновременно две роли: всепоглощающего материнства при слиянии с младенцем и поддерживающего родителя в процессе сепарации двух-, трехлетки от близкого взрослого, хорошо, если в это время в процесс активно включится отец.
Он устанавливает законы семьи, он следит за тем, чтобы они соблюдались. Поэтому очень важно, чтобы папа в это время перехватывал какие-то вещи у мамы, позволяя ей быть более мягкой, принимающей обоих детей.
Папы лучше работают с физическим состоянием ребенка: они с ним обращаются менее бережно, и это идет на пользу физическому развитию. Кроме того, дети приучаются еще и к другому способу взаимодействия со взрослым. Еще папы склонны больше занимать ребенка инструментально, учить обращаться с разными предметами.
Главное требование - право на отдых. Нужно объяснить детям, что если их постоянные ссоры и споры о дележе игрушек будут мешать взрослым отдыхать, то игрушек в конце концов не останется и делить будет нечего.
Если дети действительно дерутся каждый день, возможной причиной может быть неблагоприятная атмосфера в семье. Развод, болезни, финансовое неблагополучие создают напряжение в доме. Дети начинают вести себя очень плохо, когда чувствуют это напряжение, объяснить его себе они не в состоянии и разряжаются, как могут. Ругать их в такой ситуации бесполезно, ответственность лежит на взрослых. Подумайте, что не так в вашей семье?
Проводите воспитательные беседы. Только не в момент ссоры, а после того, как все успокоятся. Сначала напитайте ребенка любовью, расскажите о том, как он вам дорог, а потом переходите собственно к поучениям.
Старший ребенок - не родитель
Не перекладывайте свои обязанности и функции по присмотру за младшими на старших детей. Они не обязаны сидеть с братьями и сестрами. Конечно, можно оставить старшего поиграть с маленьким, пока вы заняты, но при этом надо дать понять ребенку, что он вам помогает и за эту помощь ему положено вознаграждение. Любое. Например, слова о том, что он уже большой и пойдет с вами в зоопарк, куда маленьких не берут.
Разные потребности
У детей индивидуальный язык любви: одному нужны объятия и поцелуи, другому - помощь, третьему - постоянное присутствие рядом с ним. Старайтесь удовлетворить эти потребности в зависимости от детских запросов. Каждому по отдельности говорите о своей любви и никогда не отвечайте на вопрос: «Кого ты больше любишь?». Он манипулятивный и не несет никакого смысла.
Кто первый
К сожалению, нынешнее общество воспитано на идее нарциссического соревнования. Начиная с детского сада детям постоянно предлагают конкурировать между собой, выяснять, кто первый, кто лучше других справился и т. д.
Поэтому объединяйте ребятню в команду, причем не для того, чтобы победить другую команду, а для того, чтобы поучаствовать в процессе совместной деятельности.
В садах и школах сейчас мало материалов про поддержку. Читайте об этом, показывайте примеры. Можно затеять какой-нибудь совместный проект, целью которого будет не выигрыш, а участие. Тогда общая цель объединит и позволит забыть о конкуренции.