Сегодня о семейном образовании мы слышим все больше. Такая практика действительно становится популярнее с каждым годом. Однако требует иных подходов и от родителей, и от детей. И жизнь семьи при таком обучении во многом выстраивается иначе. Почему костромичи выбирают такую форму образования? Какие плюсы видят в этом родители и дети? С какими сложностями сталкиваются? Попытаемся разобраться.
Общаться дома, во дворе, в секциях
И правда, как это: когда утром не надо спешить в школу через два перекрестка? И в роли учителя - мама. И нет двух десятков одноклассников вокруг.
- Это действительно по-другому. Но не менее интересно, - говорят те, кто уже несколько лет назад принял для себя решение о том, что их ребенок будет учиться дома.
Небольшой, но отнюдь не официальный и не строго статистический опрос показал, что чаще такой формат обучения выбирают именно в многодетных семьях. Поэтому на вопрос, хватает ли ребенку общения в домашне-школьной ситуации, отвечают: «Хватает вполне».
- У нас многодетная семья. Старшие дети ходят в разные кружки и секции, дружат с теми, кто занимается вместе с ними. У них также есть друзья во дворе нашего дома. Кроме того, мы дружим семьями, в которых дети тоже обучаются дома. Поэтому нужного общения очень даже хватает. Ведь социализация - это освоение норм отношений в группе, в которой ты находишься. Дети в школе - одни, в семье - другие, во дворе - третьи. Везде свои правила. Считаю, что для будущей жизни важнее социализироваться в семье, уметь общаться в небольшой разновозрастной группе, - говорит мама четверых детей Евгения.
О том, что ее дочки будут учиться именно дома, на семейном совете решили еще до того, как девочки пошли в первый класс. Однако бывают ситуации, когда желание попробовать перейти на семейное обучение возникает после нескольких лет обучения в обычной школе. У Людмилы тоже четверо детей. Младший еще дошкольник. Двое старших окончили обычную школу, которая через два перекрестка, а вот средний сын, окончив три класса там же, на предложение родителей попробовать учиться дома, откликнулся с радостью.
- Ему в школу ходить не нравилось. Бывает такое и у детей, и у взрослых. Не сложились отношения в коллективе, некомфортно ребенку в школьных стенах, - делится мама.
А вот учиться дома нравится. Причем не только самому Саше, но и всей семье.
- Времени на процесс обучения нам, родителям, теперь, конечно, приходится тратить больше. Но и взрослым на пользу, и очень даже интересно. Многое вспоминаем из того, что забыли, - отмечает Людмила.
Контрольные за партой
Семейное обучение - отнюдь не сумбурный процесс по принципу «что нравится, то и изучаем». Хотя некоторые непосвященные так и думают. Согласно законодательству каждый ребенок, находящийся на семейном обучении, формально является учеником вполне конкретной школы. Причем не обязательно костромской. Кто-то учится из дома и в московских школах, и в учебных заведениях других регионов. Выбор есть. И контроль со стороны учреждений есть тоже - вполне серьезный. Тестовые задания и контрольные работы, как и в любой школе, - обязательная часть программы. В каких-то случаях аттестационные работы можно сдать онлайн. Но в большинстве случаев дети пишут их непосредственно в учебном заведении.
- Мы ни в коем случае не против школы. Более того, ежегодную аттестацию мы проходим там очно, хорошо общаемся с учителями и уважаем их труд. И не исключаем ситуации, что, если как-то изменятся жизненные обстоятельства и я не смогу заниматься дома с детьми, они пойдут в школу, - объясняет Евгения.
Еще один вопрос, который интересует многих: когда в роли учителя выступает мама или папа, процесс обучения можно считать настоящим? В том смысле слушают ли дети так, как внимали бы педагогу в школе? А главное - хватает ли знаний и способностей родителям, чья основная деятельность отнюдь не всегда связана с педагогикой?
- В данном случае, мне кажется, все мы должны четно ответить себе на вопрос: можем мы, взрослые люди, заново освоить программу средней школы? Думаю, в подавляющем большинстве ответ будет положительный. Другой вопрос в том, хватит ли у нас времени и самодисциплины, чтобы заново учиться самим и учить своих детей? В случае, когда твой ребенок на семейном образовании, ты повышаешь требования к себе, - рассуждает костромичка Марья.
Ее сын сейчас учится в пятом классе. Решение о том, что ребенок будет проходить школьную программу на семейном обучении, было принято за год до того, как сын пошел в первый класс. Все взвесили и решили: так будет правильнее.
- Семейное образование позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и получать более качественное образование. Учеба встраивается в ритм жизни семьи. Мы можем чистить картошку и, например, повторять правила русского языка, учить стихотворение. Мы часто совмещаем домашние дела с учебой. И если нет острой необходимости сидеть в это время за письменным столом, не сидим - двигаемся. Программу по природоведению, например, вообще очень удобно совмещать с прогулками, - рассказывает Марья.
Давайте дружить семьями
Учебное расписание в каждой семье выстраивается индивидуально. Где-то принято следовать строгому режиму - как в общеобразовательной школе. Кто-то ставит перед собой блоки задач на ближайшую перспективу - неделю или месяц. Интересно, что семейное образование - это и про старшеклассников тоже. Есть ребята, которые учатся так с первого по одиннадцатый класс, а есть те, кто на такую форму образования осознанно переходит уже в старших классах. Знают, на каких предметах им нужно сделать акцент для поступления в выбранное учебное заведение, занимаются по школьной программе, но при этом максимум внимания уделяют «своим» - профильным - предметам.
- А как же физика, химия? Опыты, эксперименты? - не можем не задать вопрос родителям.
- Есть несколько вариантов. Можно, объединившись несколькими семьями, пригласить репетитора, чтобы организовать по-настоящему практические занятия. Или посмотреть видео, как происходит тот или иной процесс. Если родители видят, что ребенок особо интересуется именно этими науками, то, конечно, он сделает все, чтобы процесс обучения был интересным, зрелищным, запоминающимся, - говорят родители.
Интересно, что «объединение семей» при семейной форме обучения - это обычная практика. Это и общение для детей и взрослых, и возможность организовать совместные занятия. В Костроме даже есть образовательные центры, где проводятся занятия для детей, обучающихся в семье. И в роли педагогов в данном случае могут выступать в том числе и родители.
То, что нет живых уроков физкультуры, семьи компенсируют посещением спортивных секций. Говорят, этого вполне хватает. А в отдельных случаях семейное обучение - это, пожалуй, лучший вариант получения образования для детей и подростков, занимающихся спортом на профессиональном уровне.
Такие вот особенности семейного образования. Конечно, тех, кто выбирает школу, а не домашнее образование, большинство. И аргументов в пользу своего выбора у этих семей тоже множество. Однако не сравниваем. Просто знакомимся. По-семейному.