В октябре стартовал лишь первый, наименее значимый этап реформы общественного транспорта. Власти изменили путь следования некоторых городских маршрутов и заключили краткосрочные контракты с несколькими перевозчиками. И с первых же дней получили множество претензий со стороны костромичей. В основном люди жаловались на то, что им пришлось слишком долго ждать автобуса на остановках.
В администрации города в ответ на это сообщили, что усилили контроль за работой общественного транспорта и на постоянной основе проверяют соблюдение перевозчиками условий контрактов. Специалисты Управления городского пассажирского транспорта начали внеплановые проверки, в том числе по обращениям жителей. В течение месяца было проведено более 30 контрольных мероприятий с участием ГИБДД, Ространснадзора, Роспотребнадзора и городской прокуратуры. Но даже это не помогло избежать чрезвычайных происшествий. В середине октября один из автобусов загорелся прямо во время следования по маршруту. К счастью, пассажиры успели вовремя покинуть салон, обошлось без жертв.
Пожалуй, огромное количество выявленных нарушений как раз и стало результатом тщательных проверок. Общественный транспорт в городе если и стал работать хуже, то не намного. К нему и так всегда было много претензий, а ежедневные рейды лишь показали реальное положение дел.
Самыми проблемными, по мнению чиновников, стали маршруты № 7, 8, 11, 57 и 94. К перевозчикам обещают применить штрафные санкции - по тысяче рублей за каждое выявленное нарушение. Внеплановые рейды планируют продолжить, но как это скажется на качестве работы общественного транспорта, неизвестно. Кроме того, администрация города Костромы сообщила, что наладила взаимодействие с операторами, обслуживающими оборудование для безналичной оплаты. Абсолютно весь транспорт оснащен терминалами, а в случае их поломки, ремонт или замена проводятся в кратчайшие сроки.
Тем временем областные власти подтвердили намерение забрать общественный транспорт Костромы под свой контроль. Об этом в очередной раз заявил губернатор Сергей Ситников на одном из совещаний в администрации региона. Как и прежде, чиновники видят решение в запуске автобусов большей вместимости и переходе на так называемые брутто-контракты.
- Принципиальное отличие заключается в том, что мотив меняется у перевозчика, - отметил Сергей Ситников. - Если сегодня у него мотив один: денег побольше собрать любой ценой, то в новой модели мотив - работать четко, в рамках графика, с соблюдением всех требований, которые были предъявлены. В случае невыполнения перевозчик ничего не получит. Перевозчик перестает получать деньги от пассажиров, он начинает получать деньги от оператора перевозок. Абсолютно новая ситуация, когда перевозчик и водитель транспортного средства гонятся не за рублем, а за четким соблюдением графика.
Насколько работоспособной окажется новая модель, костромичи узнают в июле следующего года, когда она начнет действовать. Но подготовка к конкурсным процедурам начинается уже сейчас. Определять перевозчиков будет новое государственное учреждение, которое начнет работу с 1 января.