Они считают, что настоящие переживания могут быть только во взрослой жизни. Однако пренебрегать стрессовыми состояниями как у первоклассника, так и у подростка нельзя ни в коем случае. Длительный стресс может вылиться в непростое заболевание. О том, как распознать беспокойство школьника и что делать, чтобы уменьшить стрессовые ситуации, рассказывают эксперты портала растимдетей.рф.
Ученические стрессоры
В жизни школьника есть три основополагающих периода, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: первый класс, пятый класс и выпускные классы. Как понять, что ребенок в стрессе?
Первый класс
• Трудности засыпания, беспокойный сон.
• Усталость, которая не свойственна ребенку.
• Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
• Невнимательность, отсутствие сосредоточенности.
• Тревожность.
• Отсутствие уверенности в себе, поиск одобрения взрослых. Обратите внимание: если утром ребенок не хочет идти в школу, всячески противится, а после уроков вы забираете его в веселом расположении духа - это норма для адаптации. Но если он целый день в подавленном состоянии, даже после школы приходит грустный - это повод задуматься и обратиться к специалисту.
• Отказ от контактов, стремление к уединению.
• Подергивание плечами, качание головой, трепет рук.
• Снижение массы тела или, наоборот, проявление симптомов ожирения.
В норме эти признаки возможны в первые два месяца адаптации к первому классу, но если они сохраняются дольше, родители обязательно должны обратить на них внимание.
Лучше вместе с ребенком сходить к школьному психологу, поговорить с классным руководителем, обратиться к стороннему психологу. Игнорировать эти признаки ни в коем случае нельзя.
Пятый класс
• Усталый внешний вид ребенка, постоянные жалобы на плохое самочувствие.
• Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• Нежелание выполнять домашнее задание.
• Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
• Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения.
Выпускные классы
• Физические признаки: недомогание, растерянность, страх, неуверенность, тревога, депрессия, раздражительность, ухудшение сна и аппетита.
• Интеллектуальные признаки: чрезмерная самокритика, неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом - своих или чужих, кошмарные сны, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания, рассеянность, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения, ошибочные действия.
• Поведенческие признаки: стремление заниматься другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену, избегание любых напоминаний об экзаменах.
Какие меры профилактики можно предпринять
Родители первоклассников прежде всего должны проявить любовь и заботу, создать благоприятный климат в семье, как можно больше хвалить малыша не только за успехи в школе, но и вообще за любые мелочи. Не стоит сравнивать ребенка с другими, обязательно поддерживайте его в трудной ситуации. Вы должны понять: то, что кажется мелочью вам, для первоклашки может быть настоящей трагедией.
Обязательно организуйте для ребенка оптимальный режим дня: если вы чувствуете, что он хочет поспать после школы, ни в коем случае не отказывайте ему. Не заставляйте его делать домашнее задание долго, обязательно помогайте и не перегружайте малыша внешкольными активностями. Подумайте, возможно, стоит отказаться от каких-то кружков, если вы понимаете, что ребенок устал. Занимайтесь с ним, используя природные материалы: глину, песок, воду, краски - арт-терапия отвлекает от неприятных эмоций и привлекает эмоциональные резервы организма.
Постарайтесь как можно чаще бывать на свежем воздухе, играть в спортивные игры, петь. Помогите ребенку завести новых друзей, на собственном примере научите его дружить с одноклассниками - расскажите, как это здорово, когда у тебя есть друзья.
При переходе в пятый класс многие школьники также проходят адаптацию, которая может длиться до двух месяцев. Родителям в данном случае очень важно поддержать ребенка: принимайте его таким, какой он есть, несмотря на неудачи, с которыми он столкнулся или еще может столкнуться.
Многие учителя говорят, что падение успеваемости в пятом классе, особенно в начале учебного года, - это норма. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь встретиться с педагогом или при необходимости обращайтесь к школьному психологу. Также маме и папе нужно сообщить классному руководителю или психологу о том, что в семье произошли какие-то события, которые повлияли на психологическое состояние ребенка, вместе они смогут найти выход. Родители должны постараться максимально проявить интерес к школьным делам, обсуждать с сыном или дочерью сложные ситуации. При этом не ослабляйте контроль за учебной деятельностью, если в период начальной школы дети уже привыкли к вашему контролю.
К самостоятельности ребенка нужно приучать постепенно: у пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Естественно, не стоит допускать никаких физических мер воздействия, не кричать, особенно в присутствии других людей. И, конечно, как и в ситуации с первоклассником, хвалите ребенка не только за успехи в школе, чтобы он с удовольствием рассказывал, что произошло за день.
Стресс у выпускников может достигать особого пика буквально за несколько дней до экзамена. У некоторых ребят даже бывают панические атаки. Поэтому очень важно, чтобы мамы и папы поддерживали школьников, несмотря ни на что. Обязательно скажите ребенку, что вы его любите, даже если он не сдаст экзамены. Почаще хвалите его, положительно оценивайте его возможности и способности. Ни в коем случае не создавайте напряжение во взаимоотношениях, не угрожайте ему последствиями несданного ЕГЭ или ОГЭ. Помогите выпускнику увидеть в экзамене и положительные моменты: расскажите, что будет, если он хорошо его сдаст.
Задолго до экзаменов обязательно обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки.