Одна треть населения страны любит книги и читает регулярно, вторая - время от времени, третья часть не любит и не притрагивается к ним вообще. В читающих семьях существует культ книги, богатая библиотека, все члены семьи читают; во второй трети чтение случается эпизодически; еще одна треть - это семьи, которые не имеют домашней библиотеки и где дети не видят своих родителей сидящими с книгой в руках. Но если поговорить с родителями, то многие из них считают, что чтение нужно и хорошо бы ребенку привить любовь к книгам. Для чего же? Весомые аргументы приводит эксперт портала растимдетей.рф - доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и педагогики ТГПУ Светлана Поздеева.
Учатся рассуждать и оценивать
Перефразируя высказывание французского философа-просветителя Дени Дидро о пользе чтения, современные психологи утверждают, что дети, которые читают книги, становятся взрослыми, которые умеют думать.
Если ребенок не приучен к культуре чтения, это отрицательно влияет на многие факторы. Прежде всего - на интеллектуальное развитие. В процессе чтения развиваются аналитические и умственные способности: ребенок рассуждает, задает вопросы, сопоставляет поведение разных героев. Очень важная способность, которая работает при чтении, - прогнозирование и предвосхищение событий и поступков героев. Иными словами, в этот момент развивается прогностическая функция мышления.
Эпизодическое чтение будет сказываться на речевом развитии ребенка. У читающего богаче лексикон, более развернутая речь. Кроме того, во время чтения всегда включается одна из важных психологических операций - воображение. Читающий представляет себе героев, события, пейзажи и т. п., описанные в литературном произведении. Известный психолог Лев Выготский выявил следующую закономерность в связке «воображение - речь»: люди с развитым воображением - это, как правило, люди с хорошей речью.
У людей, которые «не дружат» с книгой, хромает орфографическая грамотность, или, как говорят лингвисты, языковое чутье, которое активно развивается во время чтения. Зрительная память накапливает зрительные образы слов. Это помогает правильно и грамотно писать, даже если не помнить наизусть все правила русского языка.
Цели и задачи
Если родители хотят приобщить ребенка к культуре чтения, первое, о чем нужно вспомнить, - известная аксиома: в нечитающей семье не вырастет читающие сын или дочь. Иначе говоря, если дети не видят перед собой родителей, которые регулярно посвящают свое свободное время книгам, им самим вряд ли захочется сесть и почитать.
Стать книголюбом быстро не получится, но если желание есть, то можно начать с малого. Программа-минимум - создать для ребенка соответствующую среду: вокруг малыша должны быть не только игрушки, но и книги. Тут хорошо вспомнить про так называемый эффект соленого огурца. Для того чтобы огурец стал соленым, его нужно поместить в рассол. Так же и с приобщением ребенка к чтению. Следует создать тот самый «рассол» в виде книг, собирания домашней библиотеки, родительского чтения, в который и «поместить» ребенка.
Необходимо активно интересоваться читательской деятельностью ребенка вне дома: «Что сегодня читали в детском саду или школе?», «Что задали на дом?», «Какой список книг на лето?».
Программа-максимум - сделать семейное чтение традицией. Это очень хороший способ взаимодействия взрослого и ребенка, во время которого происходит установление живого эмоционального контакта. Психологи считают, что для малышей лучший способ обучения - родительские колени.
Во время совместного чтения взрослый и ребенок через книгу выстраивают диалог, который представляет собой живое контактное взаимодействие, столь ценное в наши дни.
Если дети еще не умеют читать и выступают в роли слушателя, то нужно стараться делать и эту ситуацию диалогической: делать паузы, задавать вопросы, побуждать малышей к обсуждению услышанного. Это сработает, если читать ребенку традиционную печатную бумажную книгу. К выбору книги стоит отнестись серьезно. Она должна быть среднего или большого формата, с качественными реалистичными иллюстрациями. Нужно обратить внимание на ресурсность картинки: чем больше предметов изображено на иллюстрации, тем больше тем для обсуждения, а значит, и для развития, которые можно затронуть при разговоре с ребенком. Такую книгу можно долго и неоднократно рассматривать. Все это постепенно приучает ребенка к книге.
Когда дети уже умеют читать самостоятельно, родители часто совершают одну ошибку - перестают им читать. Как правило, это происходит в момент, когда малыш становится первоклассником. Не стоит так поступать. Мало того что подобное негативно влияет на адаптационный период в школе, так еще и дома ребенок лишается контактной ситуации с близким взрослым.
Обратите внимание: в учебниках для начальной школы вплоть до четвертого класса есть рубрика под названием «Семейное чтение». Это значит, что такой раздел необходимо читать и обсуждать вместе с ребенком.
Как делать правильно?
Хороший способ приучить ребенка и себя к совместному чтению - чередование ролей читателя и слушателя: одну главу или страницу читает взрослый, другую - ребенок и т. д.
Чтение вслух имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно управляемое. То есть, если во время чтения ребенок делает ошибки, взрослый имеет возможность их исправить, чего не происходит при чтении про себя.
Во-вторых, чтение вслух - эмоциональное. Оно развивает выразительность, а значит, эмоциональную сферу ребенка. Так происходит потому, что выразительное чтение - это чтение для другого. Если к процессу присоединяются и другие члены семьи, то возникает полифоническое чтение, когда будут звучать разные голоса и интонации. Это важно не только для вовлечения ребенка в сам процесс, но и для установления и развития теплых внутрисемейных отношений.
В-третьих, чтение помогает переключиться со стрессовых ситуаций на сюжет, а это успокаивает. Сильно возбужденного ребенка можно угомонить, посадив за книгу.
Старое и новое
В современную эпоху нельзя игнорировать наличие других видов книг - аудиокниг, электронных книг.
Аудиокниги удобны и ребенку, и родителям. Кроме того, они воспитывают вкус, так как произведения читают профессиональные актеры. Единственный минус состоит в том, что при прослушивании аудиокниг мы подстраиваемся под чужую интонацию, и она неосознанно влияет на наше восприятие.
Существует мнение, что прослушивание, а не прочитывание книг - это некий регресс от культуры глаза к культуре уха. Ведь слушает человек в какой ситуации? Либо когда не может сам прочитать, например слабовидящий или слепой, либо когда не умеет читать.
Хорошее решение - сочетать традиционные бумажные книги с прослушиванием аудио. Часто бывает так, что после прослушивания аудиозаписи у ребенка возникает желание прочесть книгу самому. Такое взаимное дополнение оказывает двойной положительный эффект.
У электронных книг тоже много плюсов - удобство, легкость, большой объем. Но частая смена страниц и меньшее количество строк на странице создают дополнительное напряжение для глаз ребенка.
В любом случае право выбора книг остается за родителями, которым необходимо найти разумный компромисс.