Общаться - значит, понимать и любить
На актуальные вопросы родителей отвечают специалисты консультационного центра Шарьинского педагогического колледжа
Общение родителей с детьми, как утверждают психологи должно строиться на принципе «Трех П»: понимании, принятии и признании.
Воспитание детей - процесс сложный. Зачастую родителям требуется помощь профессионалов. Специалисты консультационного центра для родителей, действующего на базе Шарьинского педагогического колледжа, всегда готовы помочь не только жителям Шарьи, но и Костромы, и всего региона. Любой может совершенно бесплатно получить консультацию экспертов. Узнать о возможности встречи со специалистами или решить проблему онлайн можно по телефону: 8 (49449) 5-42-83; 8-995-773-72-58.

Развитие речи младенцев: норма и отклонение

Объясняет специалист консультационного центра Нина Кокоулина:

- В настоящее время многие родители сталкиваются с тем, что их дети до трех лет почти не разговаривают. А вина в этом - мам и пап! Многие родители недостаточно разговаривают с младенцами до года. А занятия надо проводить с грудничком уже сразу после выписки из роддома на протяжении всего первого года жизни: четыре раза в день по три минутки после кормления.

Если рассматривать развитие речи ребенка по месяцам, можно выделить несколько этапов: крик - с момента рождения, гуление - от 2 до 5 месяцев, лепет - от 6-го месяца до года, первые слова - до двух лет. В два года у малыша в норме развития должна быть сформирована фразовая речь.

Подобные стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее именно такая классификация позволяет заметить, если развитие малыша отличается от нормального.

У новорожденных уже есть определенные голосовые реакции: крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки - что-то вроде «аэ». Период крика длится около трех месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребенок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления. На третьем месяце малыш начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет. На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование - ребенок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п. Изначально эти конструкции нестабильны - имеют разную длительность, заменяется последний сегмент: ма-ма-ма-бу.

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединенных акцентуацией. Ребенок реагирует на свое имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Помните: в год ребенок в среднем говорит 10-12 слов, в полтора года - 40 слов, а в два года - 200-300 слов. Если вы заметили отклонение от нормы, самое главное - вовремя заметить отклонение и обратиться к специалисту, который окажет квалифицированную помощь.

Как преодолеть проблемы в общении с детьми

Объясняет специалист консультационного центра Екатерина Макарова:

- Переходный возраст - сложный этап не только для подростка, но и для родителей. В этот кризисный период мамы и папы сдают самый главный экзамен в своей жизни, основной результат которого - сохранение отношений с ребенком. Успешно пройти это испытание бывает довольно сложно, особенно если трудно найти с сыном или дочерью общий язык, договориться о чем-либо. Именно взрослому необходимо научиться выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми.

Перед родителями встает вопрос: как наладить отношения с ребенком? Психологи предлагают в общении с детьми использовать правило «Трех П»:

1. Понимание - означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его, поставить себя на его место.

2. Принятие - положительное отношение к ребенку, его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с этим заданием или нет!». Принятие означает, что ребенка принимают таким, какой он есть, возможно, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Под принятием понимается признание его права на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Данный принцип обеспечивает детям чувство, что их принимают и любят независимо от ситуации успеха или неуспеха, в которых они могли оказаться.

3. Признание - это предоставление сыну или дочери слова в решении проблем, права на совещательный голос. Этот принцип означает не одинаковость взрослого и ребенка, а равноценность их потребностей, желаний, позиций взаимодействия. Вместо высказываний вроде «Вот, бери...» или «Ешь это...» лучше всего предоставлять ему альтернативу, предлагать выбор: «Что тебе дать - это или то?».

К типичным ошибкам в общении с детьми можно отнести: призывы, команды, предостережения, угрозы, дать советы с готовыми решениями, нотации, «лекции», критика в их адрес, выговоры и обвинения, обзывания и высмеивание. Все то, что нам взрослым кажется уместным на действия и поступки, которые совершают подростки. Однако в общении с подростком очень важно выразить ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают.

Родители в общении могут использовать правила эффективного слушания. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

- Уделяйте общению с детьми специальное время. Слушайте их внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или другую информацию, которую сообщает ребенок: жестами, выражением лица, вопросом. Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на сына или дочь.

- Сохраняйте терпение, когда дети не могут что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда переполняют эмоции, процесс становится еще труднее.

- Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на вербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови - все влияет на то, как ребенок воспринимает реакцию взрослого.

- Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и корректными. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Применение правил эффективного общения способствуют установлению открытых, доверительных отношений с детьми со стороны родителей.
Made on
Tilda