Проект называется «Вместе ярче». И состоит из многих и интересных «кирпичиков» и… слов. Профессиональная логопедическая помощь. Плюс театральное искусство. Плюс музейная и народная культура, традиции, многообразие творчества. И получается, что у детей появляется большое желание и возможности говорить. Говорить непременно о хорошем. Потому как их жизнь благодаря творчеству и созиданию действительно наполняется позитивными изменениями. Проект менее года реализуют педагоги детского сада №67 Костромы и дома детского творчества «Жемчужина». Но результат уже есть. При чем тут лапти, коромысла, прялки, система Станиславского и умение быть настоящей командой, разберемся сегодня.
Комплексный подход - творческий подход
А начнем все же не с проекта - с жизни. Увы, проблема гармоничного развития речи у детей сейчас очень актуальна. Родители, которые с этой проблемой столкнулись, знают наверняка: проблема серьезная. Житейское «разговорится» здесь не срабатывает. Нужна профессиональная логопедическая и педагогическая помощь. И творчество. А лучше все в совокупности.
- Мой ребенок посещает логопедическую группу 67-го садика. Программы в детсаду действительно хорошие. И помощь есть. Однако когда ты знаешь проблему недоразвития речи, что называется, изнутри и каждый день думаешь о том, как помочь своему ребенку и его сверстникам проблему эту преодолеть, то начинаешь мыслить шире. Так родилась идея проекта «Вместе ярче». Благодаря тому что с деятельностью дома детского творчества «Жемчужина» я знакома очень хорошо, то предложила родителям детей расширить границы и начать действовать еще более комплексно. Педагоги дома творчества идею поддержали. Теперь в нашем арсенале есть вокал, изобразительное искусство, театральное творчество, - рассказывает костромичка Лали Мерзлякова.
В помощь - «Газель» старинных вещей
Занятия в рамках проекта проходят и в детском саду, и в «Жемчужине». Благодаря художественному творчеству и лепке развиваются моторика и сенсорное восприятие. Благодаря вокалу и театральному творчеству формируется правильное дыхание, укрепляются мышцы речевого аппарата, минимизируются и сходят на нет комплексы.
- Дети преодолевают барьер страха и уже не стесняются своего голоса, а, наоборот, гордятся им. Мы укрепляем мышцы, которые отвечают за речь. Мы работаем с диафрагмой. У детей, и я говорю не только про участников проекта, да и у многих взрослых неправильное - грудное - дыхание. И его не хватает, чтобы максимально пользоваться возможностями своего голоса. Поэтому мы усердно тренируем дыхательный аппарат. Все по Станиславскому: идем от простого к сложному. Благодаря театральному творчеству учимся с ребятами не просто заучивать текст, а запоминать его осознанно. Чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и мог выражать свои эмоции и чувства благодаря слову. Важно, что мы работаем в команде. А это значит, что работаем в том числе и над дисциплиной, и над атмосферой в коллективе, - объясняет педагог-организатор и педагог дополнительного образования дома детского творчества «Жемчужина» Юлия Машкова.
А еще в детском саду №67 есть музей «Русская изба». И образовательный маршрут участников проекта «Вместе ярче» еженедельно именно сюда - к старинным вещам, к которым можно прикоснуться и о которых можно порассуждать. Все очень логично и правильно: слова из «народного словаря» - это очень результативная методика тренировки речи.
- Несколько лет назад мой родственник, разбирая вещи в деревенском доме в Шарьинском районе, не знал, что с ними делать. Речь даже шла о том, чтобы выбросить их… И вот тогда возникла идея создания музея. В садик мы привезли целую «Газель» старинных вещей! И сундуки, и зеркала, и прялки, и коромысла. Теперь музей - это наша гордость. Народный быт действительно помогает и в воспитании, и в развитии речи, - поделилась воспитатель и логопед детского сада №67 Лариса Смирнова.
Про большие возможности для маленьких актеров
Музей скоро превратится в съемочную площадку. Здесь снимут мини-экскурсии. А экскурсоводами станут воспитанники детского сада - участники проекта «Вместе ярче». Аудитории они расскажут о предметах быта из далекого прошлого. Репетиции и съемки начнутся буквально на этой неделе.
- Это будет очень интересный опыт для ребят. С какими эмоциями они расскажут нам о вещах, хранящих в себе память поколений? Постараемся сделать так, чтобы это был не бездумно заученный текст, а живая речь. Предмет в руках маленького артиста - большие возможности. И для развития его творческих навыков, и просто для того, чтобы к вещам, которые нас окружают, дети относились бережно, - отмечает Юлия Машкова.
Будет ли у проекта продолжение? Педагоги надеются, что да! По крайней мере, старт получился очень впечатляющий. Идем дальше. Говорим больше. Живем интереснее.