Наталья Гречушникова: Дети должны быть любимы. С этого все начинается
Хочется все-все из этого диалога сохранить в памяти. Вот буквально засахарить в сердце. А еще хочется прямо сейчас обнять своего ребенка
Дома всегда ждут! Всегда поймут и поддержат.
Потому что говорим о любви. О неповторимости моментов детства. И о счастье, которое дошкольники ощущают всей душой. Знакомьтесь: Наталья Гречушникова. Воспитатель дошкольного отделения средней общеобразовательной школы №23 города Костромы и мама троих детей. Человек с невероятно теплой энергетикой. Пока дети спят - тихий час в садике, - волшебное мгновенье, говорим неспеша. Но... ускоряемся. Сейчас как проснутся! Ка-а-ак заобнимают! И прокомментируют в диктофон: «Наталья Вячеславовна - это святое!»

Главное - начать с любви. Но не с любимчиков!

- Удивительно просто! И как завоевать такую любовь?

- Не надо завоевывать. Надо просто любить. У меня трое своих детей. И знаете, когда родился первый, то любовь была такой огромной, что я просто представить не могла: неужели кого-то смогу полюбить так же? Смогла! Любовь удвоилась. А потом и утроилась. Так и с моими воспитанниками: первая встреча, первое занятие - и любовь рождается как безусловное чувство. Все остальное потом. Главное - начать с любви.

- И нет любимчиков?

- Нет. Вот абсолютно не кривя душой говорю: нет. Они все дети. А значит, должны быть любимы. С этого все начинается. Воспитание в том числе. Каждого нужно и хочется выслушать. С каждым заново прожить детство. Каждого принять, понять. Каждому улыбнуться.

- Современные дети - они какие? От предыдущих поколений, конечно, отличаются.

- Отличаются. Активные, продвинутые - об этом много сейчас говорят. А еще у них очень развито чувство справедливости. Хотят, чтобы все было по-честному. У меня сейчас подготовительная группа. И мы из непростых ситуаций с ребятами выходим именно благодаря справедливому, разумному подходу. Если им разложить по полочкам, что не так в их словах и поступках, если они примут эту характеристику как справедливую, то обид не останется и конфликт будет исчерпан. Души у них такие чистые! И это так приятно.

- И ответственно. Наверное, голова и сердце не отдыхают никогда?

- Наверное… У меня всегда в голове работа, творчество, планы занятий, сценарии утренников. И дети, дети, дети. Мои дети говорят, что я отдыхать не умею. Может, так и есть. А может, не устала еще.

- То есть про эмоциональное выгорание вы не слышали?

- Слышала. Но не видела! В том смысле, что пока не столкнулась лично. Конечно, есть усталость после рабочего дня. Иногда и голос пропадает - издержки профессии. Но семья знает: мне нужно дать час на передышку. Посидеть в тишине, выпить чашку кофе. И… все будет!

Стала мамой троих детей - и нашла свою профессию

- Все-таки педагогика - это работа или миссия? В вашем случае.

- На миссию не замахнусь. Миссия - это когда речь идет о великих педагогах. Об Ушинском, например. Скорее, в педагогике нужно призвание. Надеюсь, что в моем случае так оно и сложилось. Меня еще в детстве мамочки соседских ребятишек воспитательницей называли. Нравилось мне с детьми возиться, заботиться о них, организовывать для них игры.

- И все сложилось? После школы вы сразу в педагогический? Так?

- Совсем не так! Воспитателем я стала, уже будучи мамой троих детей. В детский сад требовался младший воспитатель. А я искала работу. Пришла и… осталась. Очень быстро поняла, что мне нравится эта атмосфера. Сразу же и роль на ближайший утренник дали! Это я люблю! А коллеги сказали: «Тебе надо учиться на воспитателя». Получила образование. И, кажется, нашла себя в профессии.

- Семья в тот момент поддержала?

- Поддержала. Муж, правда, спросил: «Ты точно справишься?». В том смысле, что совмещать семью, учебу, работу. Но я знала, что справлюсь. Потому что желание было огромное и цель конкретная. Семья и сейчас поддерживает. Если нужно карточки, цветочки, снежинки вырезать в большом количестве, садимся всей семьей и делаем. И на утренниках в детском саду мои дети меня поддерживают: роли им даю, к репетициям подходят ответственно. Да и с детишками из моей группы знакомы хорошо.

- Помощники воспитателя, получается! У вас двое сыновей и дочь?

- Да. Святослав, Семен и София.

- Все на букву «С»?

- Никто не верит, но это случайно так красиво все сложилось! Мы, когда оформляли свидетельство о рождении Соне, а она у нас младшая, поняли, что получается действительно символично. Смеемся с мужем: не хватает только «Р». И тогда бы СССР было!

Про трудотерапию и дружбу без предрассудков

- Современным детям, поглощенным гаджетами, очень важно общение. И с людьми, и с природой.

- Все верно. Иногда дети думают, что морковь в магазине на полках растет. Это, кстати, из реальной жизни пример. Друг моего сына в детстве утверждал, что так оно и есть. Словами было не переубедить. А вот когда он приехал к нам на дачу и своими глазами увидел, что не на полке - на грядке, то удивился. Но зато сразу все понял. Своих воспитанников тоже стараюсь удивлять. Такими простыми способами. На своей площадке мы с ребятами в этом году малюсенькую грядочку вскопали, посадили кабачки, тыквы, патиссоны. И урожай собрали. Столько счастья было!

- А если про труд в целом? Мы в своем детстве лет в семь-восемь уже с домашними делами родителям помогали. А современные дети могут?

- Могут и хотят. Другое дело, разрешат ли родители? Это ведь тоже совместный труд для ребенка, мамы и папы. Да, возможно, ребенок и выльет полведра воды на ламинат, когда полы начнет мыть. И посуда не вся в целости и сохранности останется, после того как ваши дети ее помоют. Но это опыт. И важный опыт.

- Про воспитание толерантности сейчас говорят много. Это, конечно, правильно. Но как на деле?

- Так сложилось, что у нас сформировалась межнациональная группа. И это такой большой плюс для воспитания. Мы мирно живем. И очень интересно. Это не моя педагогическая инициатива: дружить заставить не могу. Могу только показать пример, рассказать о многонациональном богатстве и красоте нашего города, нашей страны. А дети… дети сами дружат. И с любопытством, в хорошем смысле слова, расспрашивают ребят, переехавших в Кострому не так давно, об их родном городе, их стране, их традициях, играх. Были времена, когда часто использовалось (не детьми, а обществом в целом) слово «нерусский». Наши дети такого слова не знают.

- Ваши выпускники не пропадают из поля зрения? Видитесь, общаетесь?

- Конечно, видимся нечасто. И в большинстве своем это уже случайные встречи. Но всегда теплые. В позапрошлом году из-за пандемии и самоизоляции у нас с моими подготовишками выпускного не было. Но 1 сентября мой выпускник, уже будучи первоклассником, пришел ко мне с цветами. Гвоздики в горшочке. Храню и берегу. Весной высаживала на клумбу. Теперь вот снова в группе. Приятно. До слез.

- Вам детский сад снится?

- Снится. В последнее время снится как раз выпускной. У меня ведь снова выпускная группа! И самое интересное, что во сне я с детьми не прощаюсь, не произношу прощальную речь. Почему? Наверное, потому что не хочу прощаться. Мы все в будущее смотрим с волнением. Когда речь идет о детях - волнение особое. Но все будет хорошо. Дети нас не подведут. А в будущее так пристально смотреть, может, и не надо. Ведь каждый день детства неповторим. Поэтому живем здесь и сейчас. И радуемся вместе.
Made on
Tilda