На актуальные вопросы мам и пап отвечают специалисты консультационного центра для родителей, действующего на базе МАДОУ города Костромы «Детский сад №2». Центр действует в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Психологи, логопеды, педагоги ответят и на ваши вопросы. Консультации бесплатны. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (4942) 34-53-42.
О будущей профессии с любовью. И по существу
- Как помочь ребенку в выборе профессии?
Психолог Алена Нефедова:
- Почти в каждой семье однажды наступает момент, когда нужно решать, чем заниматься ребенку в жизни. Чаще всего у подростка нет определенности: нравится и та профессия, и эта, или ничего не нравится, и мотивации к поиску ответа на вопрос: кем быть? - тоже нет.
Почему так происходит? Во-первых, так называемый «взрослый мир» для подростков часто кажется чужим или даже враждебным. Во-вторых, осознание профессии как способа привносить в этот мир нечто полезное дается подросткам тяжело: им очень важно и интересно думать о том, что они получат, тогда как вопрос о том, что будут давать они, ставит детей в тупик. Поэтому каждый второй на вопрос о критериях подходящей ему профессии отвечает, что хочет путешествий, популярности, много денег и гибкий график. И в этом нет ничего странного или плохого: у подростка есть желания и мечты, а вот понимания того, какие умения и навыки применимы в будущей профессии, чаще всего нет, потому что выстраивание такого понимания требует отдельной глубокой работы. И даже если несовершеннолетний умеет делать нечто достойное, востребованное во взрослом мире, то сам, как правило, этого не осознает, и не всегда найдется взрослый, который укажет ему на это.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии? Не давать быстрые и простые ответы на сложные вопросы. Ваши сын или дочь ищут себя? Чудесно. Помогите им больше узнать про красоту и сложное устройство мира, в котором вы с ними живете. Обращайте внимание на жизнь и поступки великих людей, на то, сколько всего может сделать человек один или в команде для других людей, на значимость проблем, которые ежедневно решают представители разных профессий. Будет полезно знакомить ребенка с яркими представителями различных профессий или находить форматы, через которые подросток сможет сделать это самостоятельно.
Необходимо показывать и объяснять ему, как его действия уже сейчас меняют ту или иную ситуацию к лучшему. Часто родители склонны критиковать ребенка за то, что он чего-то не сделал, тогда как похвалить лишний раз бывает страшно: а вдруг перехвалю? Уместная похвала придает человеку, который ее получает, сил и уверенности в себе, а также понимания: вот это делать я умею хорошо, и это кому-то нужно. Именно такие мысли ложатся в основу подлинного самоопределения человека.
Важно быть примером для своего ребенка. Как часто родители огорчаются, встретившись с тем, что сын или дочь не хотят быть на них похожими и слушать их советы. Здесь важно честно ответить себе на вопрос: а могу ли я быть достойным примером для подражания? Занимаюсь ли я сам любимым делом или просиживаю дни на скучной работе, потому что не могу решиться на что-то настоящее? Если вы заняты любимым делом и видите смысл в том, что делаете, убедитесь, что ваш ребенок об этом знает. Рассказывайте ему больше о своей работе, о коллегах, которыми восхищаетесь, не обязательно только об удачных сторонах работы, иногда рассказ о трудностях и их преодолении может дать подростку более глубокое понимание профессиональной деятельности.
Почти ежедневно встречаем родителей, которые ищут простые инструкции по быстрому превращению их ребенка в профессионала в какой-нибудь области. Важнее вырастить в подростке ЧЕЛОВЕКА: взрослого, готового брать на себя ответственность и уверенного в том, что у него обязательно все получится. Такой человек без работы никогда не останется.
Учиться помогать. И быть в безопасности
- Как помочь ребенку избегать опасностей?
Воспитатель Светлана Долголожкина:
- Самой главной задачей родителей всех детей на свете, независимо от пола, внешности, национальности, особенностей здоровья и даже возраста, является безопасность. Нам очень хочется защитить ребенка от всех неприятностей, бед, опасностей. И здесь велико искушение пойти путем запретов, ограждений, опеки…
Но что может произойти с ребенком, который рано или поздно должен выйти из этого заботливо выстроенного кокона, страшно даже представить. Как же быть? Как предотвратить беду? Необходимо сместить фокус внимания с задачи оградить дитя от опасности на формирование безопасного поведения ребенка.
А задача эта комплексная. Чтобы безопасно общаться с окружающим миром, нужно:
1. Иметь достаточно полные представления об этом мире. Расширяем кругозор, отвечаем на детские вопросы, рассказываем ребенку о тех моментах, которые не наблюдаем повседневно, читаем много разнообразной литературы (не ограничиваемся только художественными произведениями). Помочь в решении этой задачи может и просмотр научно-популярных фильмов, и экскурсии, и встречи с интересными людьми.
2. Уметь делать выводы, умозаключения, проектировать результат. Имеющиеся знания должны стать не статичным багажом, а основой для мыслительных операций и, как следствие, действий человека: наблюдая процесс, обращаем внимание на взаимосвязи и закономерности происходящих моментов; развиваем наблюдательность и логическое мышление; решаем «проблемные ситуации» в ходе игры.
3. Быть восприимчивым к изменениям. Пожалуй, это самое сложноформируемое качество, ведь даже взрослый человек часто становится заложником алгоритмов, ритуалов и привычных схем. Здесь помогут и наблюдательность, и тренировки - искусственно создаем в привычных ситуациях неожиданные моменты, например, изменение маршрута, дополнительные поручения.
4. Ориентироваться в сложных ситуациях на авторитетный образец. Вечная мудрость: родитель - первый пример для ребенка! Хотите научить действовать безопасно и правильно - сами не провоцируйте опасность и не нарушайте правила! Слова всегда подкрепляйте делом!
5. Быть ответственным. Ребенок должен понимать, что то или иное действие влечет за собой определенный результат, а действие совершает он сам.
6. Быть самостоятельным, в силу возраста или особенностей здоровья степень самостоятельности варьируется: даже оставшись один, ребенок должен представлять себе, что можно сделать, а от чего воздержаться ради безопасности. Для младших школьников важно, например, и умение самостоятельно воспользоваться телефоном.
7. Уметь наладить контакт, обратиться за помощью к окружающим. Здесь важно преодолеть излишнюю застенчивость, развивать навыки связной речи и вежливого общения. Иногда опасности можно избежать, просто попросив о помощи окружающих. Психологи говорят в этой связи и о еще одной особенности - не все дети в силу воспитания могут закричать в людном месте, а ведь порой это может спасти жизнь!
8. Учитывать индивидуальные особенности ребенка - как физические, так и психологические.
И тогда заслоны и баррикады сменяются ступенями в прекрасный и разнообразный окружающий мир! Будет ли так - зависит прежде всего от нас, родителей.