Учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №37 имени выдающегося земляка А.М. Тартышева, руководитель Костромского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Вера Потемкина к такому ритму жизни привыкла. Однако немного замедлиться и поговорить о любимой профессии, современном поколении школьников, волонтерстве, истории - обо всем на свете - за чашкой чая тоже очень даже не против. Получилось содержательно, душевно, честно.
Состояние дзэна и поколение зуммеров
- Стремление жить в ритме нон-стоп - это в вас откуда? Из детства?
- Скорее, из студенчества. Я училась на историческом факультете Костромского госуниверситета (на тот момент этот еще был КГУ имени Некрасова). Именно там нас научили жить в динамичном мире. Будущие историки много времени посвящают учебе. Мы столько часов в библиотеке проводили!.. Но при этом нужно было успевать и многое другое. Жить, в конце концов! И мы успевали. Учебные практики, археологическая в том числе, приспособили к быстрой смене обстоятельств.
- Обратная ситуация, когда все размеренно и спокойно, напрягает?
- Нисколько. Меня устраивают оба режима. Находиться в состоянии дзэна тоже могу!
- Сейчас много говорят о клиповом мышлении современной молодежи. Можно ли историю преподавать вот так - клипово? Или здесь срабатывают другие секреты успеха?
- Мы и правда слышим со всех сторон, что сейчас у нас растет поколение зуммеров. И чтобы их заинтересовать той или иной темой, у педагога есть пять секунд, а иначе дальше они и слушать не будут. И согласна с этим, и не совсем. Да, системе образования в целом, и педагогам в частности, конечно, приходится здорово меняться. То, к чему я привыкла, например, в школьные годы, уже не срабатывает. Как не срабатывает и то, что срабатывало лет десять-пятнадцать назад, когда я только начинала работать учителем. Однако о том, чтобы изучать историю, что называется, клипово или кусками, речи ни в коем случае не идет. Здесь работает накопительный интерес. Потому что не каждая тема является сиюминутно интересной. Есть и рутинные темы. И без банальной зубрежки порой не обойтись. Потому что должна быть историческая грамотность. А еще должен быть соответствующий уровень эрудиции и общения.
- То есть «Тик-Ток» не в помощь?
- Иногда в помощь! Но все должно быть дозированно. Там ведь тоже есть не только развлекательный контент.
Когда учитель немного юрист
- Тему фальсификации истории стороной не обойти. Много спорных вопросов возникает на уроках?
- Сегодняшние школьники - активные пользователи, а порой, увы, и жертвы интернета. В результате попадают в ловушки и непрофессиональные трактовки тех или иных событий принимают за чистую монету. Переубедить их можно только фактами. Нельзя навязывать свое мнение, хотя, безусловно, оно у меня есть. В противном случае дискуссия может уйти в деструктивное русло: подростки - люди эмоциональные. Так вот: требуются в первую очередь знания. И ответственность с моей стороны. Если я смогу выстроить четкую и убедительную логическую цепочку, значит, я состоялась как учитель.
- Иногда в таких ситуациях приходится и паузу брать?
- Иногда да. И речь тут идет не только об истории, но и об обществознании, где порой требуются юридические знания. Ищу информацию, штудирую правовые кодексы по вечерам. Такая у нас работа.
- Вы пятерки часто ставите?
- Часто. Мне не жалко. Но очень не люблю, когда пятерки выпрашивают. Вот тут могу быть очень принципиальной!
- Ваши ученики знают, что вы волонтер Победы?
- Знают. Более того, хотят, чтобы в нашей школе появился свой отряд волонтеров Победы. Работаем над этим вопросом. Думаю, все получится!
- Тема Великой Отечественной войны для современного поколения священна?
- Прилагаю все усилия, чтобы так оно и было. Сама с этой темой соприкасаюсь не только по учебникам, но и вживую - общаясь с ветеранами, участвуя в экспедициях Поискового движения России. Тема особая. И нужно, чтобы она оставалась в головах и сердцах современных детей. Но скажу честно: на мой взгляд, сейчас подрастает то поколение, которое особых трудностей в жизни не испытывало. Поэтому многие моменты военной эпохи у них по-настоящему воспринять не получается. Вот простой пример. Урок Мужества. Рассказываю о блокаде Ленинграда, о той пайке хлеба, которая была для жителей надеждой и спасением. А дети не понимают. Потому что не знают, что такое голод. Это счастье, конечно, что не знают. Однако трудности, пусть не такие, но все же, в жизни должны уметь преодолевать. И уважать память, в том числе к хлебу относиться бережно, должны тоже.
- А если о хорошем. Что в современных подростках хорошего?
- Хорошего много. Мне с ними вообще интересно и приятно общаться! То, что они продвинутые, например, это факт неоспоримый. Снимают видео, монтируют ролики. В современном образовании все это можно обратить в проектную деятельность. Так и делаем!
Право на тишину
- У вас есть темы из школьного курса истории, которые не особенно любите? Любимых-то, конечно, много!..
- Любимых много. Тему дворцовых переворотов, например, обожаю. Период динамичный, со сменой персоналий - все как я люблю! Период этот, кстати, до сих пор еще до конца не изучен. И это тоже притягивает. А вот про нелюбимые… Есть определенный пробел, связанный с 1905 годом и последующими революционными событиями. Так исторически сложилось в моем школьном и последующем вузовском образовании, видимо... Тема сложная, но не является неподъемной. Восполняю пробел.
- Читаете много?
- Сейчас чаще смотрю и слушаю. Я, как и мои ученики, больше визуал. Порой, когда на работу иду, в наушниках у меня - учебный материал. Выделяя для себя что-то главное, начинаю проговаривать вслух. Смотрится, наверное, забавно!..
- В соцсетях вы открыты для общения со своими учениками?
- Открыта. Пишут. Отвечаю. Однако уверена, что у учителя тоже есть право на личное пространство. И право на тишину тоже. Когда предмет разговорный, говорить устаешь. Чтобы восстановить баланс, нужно помолчать и побыть наедине с самой собой.
- Но недолго, наверное?
- Недолго. Долго без общения тяжело. И педагогам, и детям. В этом плане дистанционное обучение, с которым все мы соприкоснулись в прошлом году, было показательно. Мы все так соскучились друг по другу! В конце урока ребята сами просили: «Ну давайте включим камеры и просто поговорим». И пели, и на губной гармошке играли, и веселились - лишь бы почувствовать эффект присутствия.
- У вас лето очень насыщенное - стажировки, форумы, встречи. Все так и планировалось?
- Почти. Когда поняла, что в этом году не получится поехать на раскопки в рамках экспедиций Поискового движения России, подала заявки куда только было возможно. Думала, что-нибудь да «выстрелит». Но в результате прошла отбор на все проекты, на которые хотела попасть. Везде успела.