На актуальные вопросы родителей отвечает специалист консультационного центра для родителей, действующего на базе МАДОУ города Костромы «Детский сад №2», педагог-психолог Наталия Смирнова. Центр действует в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Психологи, логопеды, педагоги ответят и на ваши вопросы. Консультации бесплатны. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (4942) 34-53-42.
Впечатления и родительское внимание против гаджетов
- Ребенок все время в гаджете. Как отвлечь?
- Создайте такие условия, чтобы у ребенка появилось желание заняться чем-то еще. Достаньте игрушки, в которые он давно не играл, предложите ему материалы для творчества или придумайте поручение. Активно поддерживайте занятия детей, не связанные с гаджетом. Расспросите сына или дочь и сами расскажите, что вам нравится в их игре и творчестве.
Когда ребенок занят не гаджетом, используйте описательную похвалу. Опишите подробно, что он делает: «Да у тебя тут настоящая творческая мастерская!», «Я вижу целую армию солдатиков». Передайте свои позитивные впечатления: «Когда я смотрю на этот рисунок, я вижу изумительное море». Опишите старания или способности ребенка: «Ого! Непросто же было это сделать!», «Эти пятнышки у тебя получились такие яркие, как настоящие цветы на лугу».
Сами не используйте гаджеты (без острой необходимости) для отдыха и развлечения.
Когда ребенок готов взяться за телефон или планшет, обеспечьте ему приятный физический контакт с собой: погладьте по голове, обнимите, покачайте на коленях, побегите вдогонку за ним. Ориентируйтесь на возрастные и индивидуальные особенности своего малыша.
Часто дети привязаны к гаджетам не просто так, а потому что это удобно их родителям. Подумайте, может быть, вы «откупаетесь» техникой или мультфильмом каждый раз, когда у вас нет сил или настроения взаимодействовать с ребенком. Если так, то помните: чтобы изменить детское поведение, сначала вы должны сами что-то поменять во взаимодействии с ним.
Часто гаджеты нужны детям, которым не хватает впечатлений. Пополняйте запас впечатлений ребенка - когда можете, поиграйте с ним, помогите ему развить сюжет игры, разнообразьте его досуг. Когда не можете играть, предложите детям предмет или материал, который вдохновит их на игру и с помощью которого они получат сенсорные и эмоциональные впечатления.
Оставьте ребенку записку с вашим пожеланием, а если он еще не умеет читать, прочитайте ее ему сами. В записке вежливо и с любовью изложите просьбу или правило. Например: «Милые дети! Прошу вас придумать и нарисовать по пять занятий, которые вам понравятся больше игры на планшете. Люблю вас. Папа».
Меньше резких фраз - больше смайликов!
- Иногда мне кажется, что мой ребенок совсем не желает прислушиваться к моим просьбам и советам. Возможно, из этой ситуации есть какой-то выход?
- Каждому родителю хочется конструктивного общения со своими детьми. Каждый мечтает быть им другом и помощником, чтобы сын или дочка слушали и выполняли просьбы с первого раза, понимали важность родительских слов, но часто бывает наоборот. Вы стараетесь, а ничего не получается: дети не слушаются, капризничают, упрямятся, а в семье происходят ссоры, скандалы. Портится настроение и у ребят, и у взрослых. Как же избежать неприятностей?
Необходимо установить зрительный контакт на уровне глаз малыша, сев на корточки или стул. Обращайтесь к ребенку по имени. Говорите коротко и внятно. Чем больше вы говорите, тем меньше сын или дочь будут вас слушать.
Попросите ребенка повторить вашу просьбу или задание. Предлагайте то, от чего малыш не сможет отказаться: «Оденься, чтобы пойти и играть на улицу». Меняйте привычные реплики, будьте позитивны: вместо «Бегать нельзя» лучше сказать: «Дома мы ходим, а бегать можно на улице».
Скажите о том, что вы хотите лично: «Я хочу». Дети любят делать приятное родителям, но не любят приказов. Вместо того чтобы кричать с кухни: «Быстро обедать», когда ребенок смотрит мультики, подойдите к нему, посидите с ним пару минут, а во время рекламы заберите его кушать.
Давайте малышу «нужный мнимый» выбор»: «Ты сначала хочешь надеть пижаму или почистить зубы?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?» и пр.
Оставляйте забавные напоминалки, записочки, смайлики. Такой способ общения очень нравится детям.
Чем громче кричит малыш, тем спокойнее говорите вы: «Я понимаю тебя», «Как я могу помочь?». Но все-таки сначала необходимо успокоиться, потом общаться с ребенком.
Постарайтесь до конца выслушивать вашего малыша.
Отказывая своему ребенку в чем-то, давайте альтернативу: «Ты пока не можешь один пойти в парк, но ты можешь поиграть с друзьями во дворе».
Задавайте ему вопросы, на которые вы получите развернутые ответы. Вместо: «Ты хорошо провел день в детском саду?» - лучше: «Что тебе понравилось больше всего в д/с?».
Говорите о том, как вы себя чувствуете, о своих чувствах и переживаниях, дети не любят делать плохое родителям: «Когда ты убегаешь в магазине, мне становится очень страшно, что я тебя потеряю».
Если вы не смогли переубедить своего ребенка, постарайтесь не повышать голос, лучше спокойно, но уверенно и твердо сказать: «Я не изменю своего мнения по этому поводу. Извини», чем резко: «Разговор окончен».
Навести порядок. В комнате и в отношениях с ребенком
- Как приучить сына к порядку? Хочется, чтобы свое рабочее место держал в порядке, свой уголок с игрушками, свою комнату.
- Как можно раньше привлекайте ребенка к уборке. Дети любят повторять действия взрослых. Давайте малышу посильные поручения: разложить носочки, расставить тюбики с кремами, книги на полку.
Используйте похвалу. Как только вы увидели, что ребенок что-то сделал, сразу озвучьте его действия и при этом выражайте радость: «Ты отнес свою тарелку, как хорошо!», «Все игрушки расставил по местам, молодец!».
Предлагайте сыну право выбора: «Надо убраться. Ты начнешь с лего или сначала уберешь у себя на столе?»
В течение уборки подчеркивайте то, что уже убрано: «Я вижу, карандаши уже убраны», «Ого, носочки уже на полочке».
Говорите кратко, что надо убрать, одним словом или словосочетанием: «Пластилин на столе!» вместо: «Как же ты так лепил, все измазано».
Выражайте свое удовольствие от чистоты. Скажите, как рады видеть убранную комнату и старание ребенка.
Устройте соревнование: «Спорим, я быстрее уберу со стола на кухне, чем ты сложишь карандаши в коробку?» Дайте ребенку выиграть.
Используйте объявления, указатели, символы, записки для малыша, которые будут призывать к уборке или напоминать о правилах чистоплотности и о том, в каких местах должны храниться вещи.
Предложите ребенку понятный образец поведения. Подсказывайте ему, как бы вы хотели, чтобы он себя повел: «Ты пролил воду. Помнишь, где лежит тряпочка?»
Чтобы привлечь к уборке малышей, используйте сказочные сюжеты и говорите от имени игрушек, просите их о помощи.