Анастасия Токарь: Ребенку нужно живое общение. С этого все начинается
Знакомьтесь: прекрасная молодая мама и отличный логопед в одном лице. Помогать детям говорить правильно и красиво - такое решение Анастасия Токарь приняла для себя во втором декретном отпуске
Нередко хорошие идеи приходят непременно во время декрета! Особенно если эти идеи связаны с воспитанием детей. Так специалист по социальной работе стала логопедом. Теперь уверена, что нашла именно свою профессию. Сегодня она работает в одной из школ Костромы, а также является специалистом консультационного центра для родителей, действующего на базе детского сада №2 областного центра. Мы не упустили возможности задать эксперту вопросы, которые волнуют многих молодых родителей.

К пяти годам - чистое звукопроизношение

- Анастасия, кажется, практика обращения к логопеду пока еще не является общепринятой. Многие ведь не торопятся: вот придет пора в школу идти, тогда и обратимся к эксперту…

- Да, некоторые рассуждают так. Однако даже если родителям кажется, что их ребенок достаточно хорошо говорит для своего возраста, есть определенные нормы и правила по взаимодействию с логопедом. Желательно профилактический осмотр у данного специалиста проходить ежегодно, начиная с двухлетнего возраста. Речь в детском возрасте быстро развивается и видоизменяется. И в каждом возрастном периоде имеются определенные речевые нормы.

- Во сколько лет ребенок должен уже говорить почти как взрослый?

- В идеале к пяти годам речь ребенка должна практически не отличаться от речи взрослого человека. Это значит, что у ребенка должны быть сформированы все компоненты речи: звукопроизношение и слоговая структура, обширный словарный запас, грамматический строй.

- Звук «р» к пяти годам ребенок тоже вполне уже может произнести правильно?

- Иногда мы немного откладываем работу с этим звуком - до шести лет. Звук действительно считается одним из самых сложных. Его неправильное произношение, кстати, мы сейчас не называем «картавостью», как это было в советские времена. По современным нормам это называется «ротацизм».

- Так даже приятнее звучит! И почти не обидно. А вообще современная логопедия сильно отличается от той, что была, скажем, двадцать лет назад?

- Основа, конечно, остается. Но новые методики и возможность постоянно повышать свою квалификацию позволяют действительно оперативнее, конструктивнее и более интересно для ребенка решать ту или иную проблему речи.

Речь устная, речь письменная: в чем связь?

- Сейчас много говорят про артикуляционную гимнастику. Что это такое, если простыми словами?

- Артикуляционная гимнастика очень важный инструмент для тренировки подвижности и переключаемости органов речи, а также для правильного произношения всех звуков. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для других мышц нашего организма, необходима «физкультура». Я стараюсь постоянно расширять список таких гимнастических приемов. Нередко использую и «спортивные снаряды» в виде воздушных шаров, коктейльных палочек, ярких «крутилок» и «вертушек» из магазина игрушек. И пробую все это, конечно, на своих сыновьях. Получается не только полезно, но и увлекательно.

- Могут ли такую гимнастику освоить и «преподать» своему ребенку рядовые родители?

- О взаимодействии с родителями в вопросах такой гимнастики и постановки звуков в целом скажу так: поддержка родителей - это всегда как минимум пятьдесят процентов успеха. Однако важно помнить: родитель не логопед, сам своим детям, посмотрев ролик и в интернете, назначить «лечение» не может. Хотя если говорить о сложных случаях, где речевым проблемам сопутствуют иные заболевания, то бывают исключения из правил. Мамы проходят специальное обучение, переквалификацию и успешно занимаются с ребенком самостоятельно. А правило все же такое: логопед работает с детьми на занятии, родители - дома. А также по дороге домой, в автобусе, на детской площадке. Везде! Работа должна быть постоянной. Оттачиваем звук, затем применяем его в слогах, словах, словосочетаниях, потом в предложениях. Ну и контролируем его в речи ребенка. Ненавязчиво, но внимательно.

- Чаще всего логопеды, проводя занятия, не приветствуют присутствия в кабинете родителей. Почему?

- Потому что с мамами дети ведут себя совсем иначе, чем с педагогами. Когда ребенок не отвлекается на родителей, увлечен процессом работы над своей речью, родители не комментируют и не пытаются «помогать» и отвечать за ребенка, то процесс получается куда более результативным.

- Насколько грамотная письменная речь взаимосвязана с речью устной?

- Связана напрямую. Грамотно сформированная устная речь - фундамент письменной. Поэтому так важно, чтобы к школьному возрасту у ребенка уже была поставлена устная речь. Если этого нет, то сложности в речевом развитии будут расти как снежный ком. Узкий словарный запас - и вот уже ребенок не может подобрать синонимы и антонимы, испытывает трудности при подборе обобщающих понятий. Когда дети школьного возраста неверно произносят те или иные звуки, путают и заменяют их в устной речи, не удерживают слоговую структуру слова, слабо дифференцируют на слух звуки, это тоже отражается на качестве письменной речи. В совокупности все это характерные черты дисграфии - проблемы на данный момент распространенной.

- Исправить можно?

- Можно. Это и является основной целью моей работы с детьми школьного возраста. Однако это трудоемкий процесс.

Выбираем прописи. И не отнимаем гаджеты

- Развитие речи и гаджеты - понятия тоже взаимосвязанные?

- Да, так и есть. Проблема в том, что известные среди детей и подростков блогеры сами половину звуков произносят неправильно. То есть речь изначально воспринимается и усваивается неправильно. В мультфильмах, хотя, не спорю, в них есть доля полезной информации, есть другая логопедическая проблема: озвучка зачастую не совпадает с артикуляцией персонажей. Ко всему прочему, когда ребенок смотрит в монитор компьютера, планшета или телефона, происходит постоянная смена ярких картинок. Таким образом, формируется противоестественная среда для чтения и письма. Ребенку трудно сфокусировать взгляд на объекте, который не движется, так как глаза привыкли следить за быстро меняющимися картинками в играх. В итоге появляются трудности удержания строки при чтении, сложности при нахождении ошибки в тексте.

- И что же делать, отнимать телефоны?

- Совсем ограничить от гаджетов современных детей мы не сможем в любом случае. Да и не надо этого делать: мы же в XXI веке живем. Эксперты утверждают, что «общение» с гаджетом для ребенка должно составлять не более 20-30 минут в день. Иногда получаса детям бывает недостаточно, и они ищут любые способы «завладеть» телефоном. Не стоит идти у них на поводу. Но все же относиться с пониманием к своему ребенку и вызовам времени - это тоже важно.

- В продаже сейчас огромное количество развивающих прописей. Как в них разобраться? Что покупать, что нет?

- Особых правил по этому поводу у меня нет. Если родители обращают внимание на учебные пособия, готовы заниматься со своими детьми дома, это уже хорошо. Однако для ребенка дошкольного возраста не стоит выбирать прописи с письменными буквами. Если ребенок будет бессистемно обводить письменные буквы, то у него сформируется неправильный навык письма. Исправить это будет непросто.

- Общение с ребенком - тоже важный инструмент для правильного формирования речи?

- Общение очень нужно. Причем с самого раннего возраста. Порой мы, родители, пытаемся компенсировать общение личное просмотром мультфильмов или прослушиванием аудиозаписей. Однако это никакая не компенсация, а самая настоящая подмена понятий. Ребенку нужно эмоциональное, а значит, живое общение. С этого все начинается.
Made on
Tilda