Наталия Чернышева: Работа с детьми - это всегда работа на сто процентов
Прикосновение к творчеству - радость. В отдельных случаях - терапия. В некоторых - смысл жизни. И совсем уж особая ситуация, когда все это соединяется воедино
В жизни учителя изобразительного искусства Костромской школы для слепых и слабовидящих детей Наталии Чернышевой все именно так - особенно. Ее ученики видят и ощущают окружающий мир по-своему. Но в кабинет изо спешат и во время учебы, и после занятий. Потому что знают: видеть прекрасное нужно сердцем. Так Наталия Михайловна говорит. А ей дети верят.

Не просто творчество - познание

- Вы на уроках говорите много?

- Много. И я, и дети. Порой у нас даже музыка звучит. Если честно, то во время урока никогда журнал заполнить не успеваю. У нас ведь исключительно индивидуальная работа! Нет такого, что на уроке все рисуют одинаково. Все видят по-разному. И работая над поставленной темой, мои ученики могут самостоятельно выбрать художественный материал. Ребята в школе, конечно, устают, программы сейчас не из легких. Поэтому мне хочется, чтобы на моих уроках им было интересно, ведь когда трудишься с интересом и желанием - усталости не замечаешь.

- Под вашим руководством творчеством занимаются и незрячие дети?

- Да, и не просто занимаются, но действительно любят творчество. Это очень греет души. Нередко и после уроков приходят: «Я хочу заниматься». Все дела откладываю - сажусь и занимаюсь. Лепим, плетем из бересты, рисуем. Придумываем творческие подарки для родственников и друзей, создаем работу на конкурс или для оформления школы.

- Но как рисовать незрячим детям?

- С ними мы в основном лепим из пластилина и глины. С глиной мне и самой работать нравится, и детей к этому направлению творчества приобщаю. Вот видите у нас на окне чучело птицы, оно не для украшения. Это учебное пособие, можно сказать. Ребенок, который окружающий мир не видит, доверяет своим прикосновениям. «Это туловище, это голова, это клюв, это крылья», - рассуждаем с ним. А потом стараемся создать нечто похожее из пластичных материалов. Понимаете, в данном случае это не просто творчество ради творчества, но и познание окружающего мира.

- И для познания окружающего мира у вас здесь столько всяких коробочек интересных!

- Мои коллеги, родственники, друзья давно уже ничего не выкидывают - мне приносят! Фигурки животных, обрезки ткани, игрушки - все пригодится. Пощупать или, как мы говорим, «посмотреть» руками - это очень важно. Есть и вот такие учебники, где контуры предметов немного выпуклые. Сопоставив свои ощущения от прикосновения к предмету и страницам такого учебника, ребенок создает свое представление о том, каков этот предмет или животное на самом деле.

Общаемся на товарищеском уровне

- Техники рисования используете самые разнообразные?

- Да. Во-первых, это просто интересно. А во-вторых, помогает найти тот самый индивидуальный подход. Вот, например, космос с ребятами рисовали и использовали технику набрызга. В результате все получилось действительно космически! И элементы аппликации используем, и оригами. Оригами, кстати, и незрячие дети делают. Получается. Рисуем гуашью, акварелью, восковыми мелками, тушью. Например, говорю: «Сегодня будем рисовать акварелью и восковыми мелками». Так у детей дух захватывает от таких творческих процессов! Экспериментируем, в общем!

- На выставки с детьми тоже ходите, насколько знаю.

- Стараемся использовать все возможности. В том числе и для того, чтобы вытащить детей из компьютера. Проблема гаджетов ведь актуальна и в случае с нашими учениками. Поэтому стараюсь показать им другой мир. Недавно принимали участие в проекте Костромского музея-заповедника «Искусство видеть». Получилось очень интересно. Ребята с работами известных художников в подлинниках знакомились. Их вдохновило. Меня, конечно, тоже. Эти книги, созданные библиотекой Всероссийского общества слепых, вдохновляют тоже. Иллюстрациями к изданиям стали рисунки наших учеников. И не только рисунки, фотографии их поделок тоже.

- Наверное, в вашей практике и пленэрам есть место?

- Конечно. У нас на школьной клумбе в этом году так красиво тюльпаны цвели, что было бы непростительно не выйти на пленэр! Даже фотографии есть. Кто-то сидя рисует, некоторые «художники» лежа - настоящий творческий процесс.

- Вы с детьми как общаетесь - на равных?

- С ребятами общаемся на товарищеском уровне. Стараюсь их понимать и помогать. А также создавать условия, для того чтобы наши дети развивались.

Восстановить силы - и снова на работу

- Ваше личное творчество - оно только на работе?

- Оно везде! Вот и на столе всегда творческий беспорядок (улыбается). Сейчас каникулы, а мы с коллегой решили украсить школьную столовую - делаем объемные картины, создаем «вкусные» элементы из фетра. А вообще, стараюсь находить время для личного творческого развития, конечно. Шью, вяжу, рисую.

- С кистью в руках с детства?

- Да, все из семьи. Мой отец художник. И прапрапрадед тоже. И сама я с детства любила рисовать. Папа на пленэры ходил, меня с собой брал. Затем в моей жизни была художественная школа, потом худграф Костромского госуниверситета. Учителем быть, если честно, не планировала. Хотя в моей семье все педагоги. Вот и я педагогику в итоге выбрала. И не жалею нисколько! Помню, как пришла сюда, в школу, на собеседование. Целую коробку своих изделий из бересты принесла. Директор заинтересовался - детям такое творчество на пользу будет. И действительно, я со своей берестой в точку попала. А научилась плести в институте, на дополнительные занятия пошла за компанию. Поэтому и сейчас детям говорю: все в жизни пригодится, всему учитесь.

- Эмоциональному выгоранию в вашей профессии есть место?

- Выгоранию - нет, усталости - да. На работу всегда иду с радостью. А вот под вечер - нередко как сдувшийся воздушный шарик. Нужно время, чтобы побыть в тишине, восстановить силы.

- Правило о том, что все домашние проблемы надо оставлять дома, а все рабочие - на работе, для вас актуально?

- В моем случае это правило только в одну сторону работает. В том смысле, что в семье к моим урокам проявляют живой интерес. Прихожу домой, а дети спрашивают: «Мам, ну как там твои ученики?». Спрашивают не для формальности. Им это действительно интересно. Рассказываю, делюсь успехами и радостями.

- Получается, надежный тыл?

- Очень надежный. Понимают, что если я работаю с детьми, то действительно должна работать на все сто процентов, с отдачей. А иначе результата не будет.
Made on
Tilda