Минимизируем обиды и пополняем словарный запас
Советы молодым родителям дают опытные эксперты
На актуальные вопросы мам и пап отвечают специалисты консультационного центра для родителей, действующего на базе МАДОУ города Костромы «Детский сад №2». Центр действует в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Психологи, логопеды, педагоги ответят и на ваши вопросы. Консультации бесплатны. Записаться можно по телефону: 8 (4942) 34-53-42.

Детские обиды: как реагировать взрослым

- Как быть, если ребенок обижается? Игнорировать, взять паузу, поговорить?

И у взрослого, и у ребенка обида - это, прежде всего, эмоция, то есть естественная человеческая реакция, - отвечает педагог-психолог Татьяна Филатова. - Естественная реакция взрослого на нежелательное поведение ребенка и его негативные эмоции - предпринять все возможное, чтобы стабилизировать ситуацию. Многие родители пытаются «бартером» решить сложный вопрос: «Успокойся, не плачь, я тебе конфетку дам!». Когда ребенок обижается, родители начинают ему предлагать множество альтернатив или сдаются и идут на уступки в обмен на желаемое и понятное поведение ребенка.

Такой подход в данный момент, конечно, поможет родителю достигнуть баланса с минимальными энергетическими затратами, но основная потребность ребенка, скорее всего, не будет услышана и понята. Когда ребенок сердится, плачет, кричит или не слушается, взрослым видна лишь вершина айсберга. Скрытая часть дрейфующего ледника - неудовлетворенная потребность ребенка: желание быть утешенным, желание эмоциональной близости, чувство усталости, тревога - находится под водой. В таких случаях важно настроить внутреннее зрение и постараться увидеть, что же на самом деле скрыто за толщей воды, что стоит за его нежелательным поведением.

Подобное поверхностное отношение к проблеме зачастую приводит к тому, что родители начинают бояться детских эмоций. Или пытаются абстрагироваться. Или убеждают себя, что реагировать на все детские обиды и придавать им большое значение не так уж важно, а иногда даже опасно: если взрослые будут вникать во все детские обиды, ребенок быстро превратится в манипулятора и станет использовать тайное оружие обиды себе во благо.

На самом деле такая реакция возникает вследствие поведения самого родителя в ответ на предыдущие проявления его сына или дочки. Важно помнить: маленькие дети только учатся узнавать и понимать свои эмоции, но не овладели навыком полностью. Задача взрослых - помогать малышу на пути самопознания и рассказывать ему о том, что с ним происходит.

Родителю предстоит стать переводчиком для своего ребенка, называя словами чувства и эмоции, которые тот проживает: «Я понимаю, ты сейчас расстроен, папа ушел, и ты будешь скучать» или «Я знаю, что ты хочешь шоколадку. Мне тоже хочется сладкого. Но ты же знаешь, мы выпили таблетку, тебе придется немного потерпеть».

Если ребенок обиделся, не торопитесь предлагать ему более удобное решение в обмен на желаемое поведение. Самым эффективным решением до сих пор остается ваше внимание и желание понять малыша.

Гиперактивность: как ее распознать

- Как понять, что ребенок гиперактивный? И как его воспитывать, влиять на его поведение?

- Если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, невнимательный и легко отвлекается, а поведение слабоуправляемое, то, возможно, ваш малыш - гиперактивный, - объясняет педагог-психолог Наталия Смирнова. - Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, даже самом интересном, предмете. Независимо от ситуации - дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни «подкуп». У него не работает механизм самоконтроля. Однако синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, на постановку которого имеет право только врач: невролог или психотерапевт.

Родителям же необходимо:
1. Понять - ребенок не виноват, что он такой, и наказания, замечания, окрики и интонации не приведут к улучшению его поведения, а в большинстве случаев еще и ухудшает его.
2. Общаться с малышом надо мягко, спокойно - без криков, приказов и эмоциональных всплесков.
3. Ребенку для уверенности в себе необходима похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость - но не слишком эмоционально.
4. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов, иначе малыш «отключится». Задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы. Они должны быть выполнимы и физически, и по времени.
5. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок.
6. Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с малышом и сформулировать в четкой форме. При этом ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением.
7. Малышу трудно переключиться на новую деятельность сразу, необходимо предупредить его за несколько минут до ее начала.
8. Следует соблюдать режим дня.

Больше говорить и больше играть

- Как пополнять словарный запас у детей? Говорят, лучше делать это в игровой форме. Какие игры вы посоветуете?

- Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам, - рассказывает логопед Оксана Груздева. - Дальше он будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.

Предложите ребенку игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

Игра «По дороге домой»
Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Упражнение «Что я загадал?»
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Упражнение «Загадай - мы отгадаем»
Составление детьми загадок-описаний. При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголки у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса - длинная коса.

Упражнение «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а малыш противоположное ему по значению: толстый - тонкий, сильный - слабый, война - мир и т.д.

Упражнение «Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища-еда-корм-продукты; жилище-дом-квартира-здание; идти-шагать-топать-шлепать; веселый-озорной-смешной и т.д.
Made on
Tilda