На актуальные вопросы мам и пап отвечает специалист консультационного центра для родителей, действующего на базе МАДОУ города Костромы «Детский сад №2», педагог-психолог Наталия Смирнова. Центр действует в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Психологи, логопеды, педагоги ответят и на ваши вопросы. Консультации бесплатны. Записаться на консультацию можно по телефону 500-420.
Как отучить ребенка от «плохих» слов
Ребенку четыре года. Стал «приносить» домой неприличные слова. Как реагировать и действовать в такой ситуации?
Отвечает методист консультационного центра Ксения Павлычева:
- Категорически запрещать ребенку произносить «плохие» слова не имеет смысла. Но и делать вид, что ничего не произошло, тоже не лучшая тактика. К тому же часто дети не понимают значения произносимых ими выражений.
Если вы объясните ребенку, что означают те или иные ругательства, что ими можно обидеть другого человека и потерять уважение к себе, вы дадите ему повод для размышления, а не просто установите запрет.
Когда малыш «ругается» в первый раз, это может выглядеть очень комично. Но смеха в такой ситуации лучше избегать. Подобная реакция со стороны взрослых может только закрепить его желание «выражаться».
Если ребенок «принес» неприличное слово, не устраивайте из-за этого ярких сцен. Не нужно слишком бурно реагировать, делать круглые глаза, выяснять, где он услышал «тако-о-ое». Во-первых, ваша яркая реакция вызовет у ребенка повышенный интерес и он захочет повторить свои словесные упражнения, чтобы привлечь ваше внимание и еще раз посмотреть, как вы начинаете нервничать. А во-вторых, грубые слова - это часть нашей жизни, ребенок будет слышать их везде, в том числе и от вас. Но важно научить его, что употреблять их возможно далеко не во всех ситуациях. Просто скажите ребенку, что в вашей семье так выражаться не принято.
Чаще всего ребенок, понявший значение грубого слова, перестает ругаться. Если этого не происходит, проявите настойчивость и установите жесткие правила. При этом следите и за собой: обращайте внимание на собственное поведение, реакции и слова, которые используете. Дети постоянно копируют своих родителей и хотят быть на них похожими.
Если вы учите ребенка правильно справляться с гневом, объяснять, что его разозлило, а сами при этом в острых ситуациях сыплете оскорблениями и ругательствами, то вряд ли ребенок усвоит приличное поведение.
Учите ребенка рассказывать о своих эмоциях и подбирать нужные слова для их выражения. Подскажите ему приемлемые фразы, которые он мог бы использовать, когда сердится или расстраивается. Вместе вы можете придумать какие-то смешные слова, которые могли бы заменить ругательства.
Вас должно насторожить, если ребенок говорит «плохие» слова слишком часто. Такое поведение может быть признаком того, что малыш не умеет выражаться спокойно и плохо справляется со своей агрессивностью. В этом случае, возможно, понадобится консультация детского психолога.
Детская ревность: справляемся с ней без стресса
Как быть, если старший ребенок ревнует к новорожденному? Как показать, что никакого повода для ревности нет?
Отвечает специалист консультационного центра, педагог-психолог Наталия Смирнова:
- Есть несколько несложных, но действенных методов показать старшему ребенку, что родительская любовь одинаково сильна по отношению ко всем детям - и старшим, и младшим. А именно:
• Проводите время со старшим наедине (минимум 1 час и чтобы вас никто не отвлекал).
• Не говорите ребенку фразу: «Я устала» - замените ее словами: «Сейчас я могу тебе дать любовь таким образом…». Чтобы ребенок знал, что любовь мамы никуда не денется, не закончится и что мама не истощаема.
• Стимулируйте к сотрудничеству, к умению договориться.
• Давайте старшему то же, что и младшему.
• Вовлекайте в заботу и отмечайте значимость ребенка.
• Сохраните ритуалы и привычки старшего ребенка.
• Тактильный контакт, прикосновения, объятия, поцелуи, ласковые поглаживания. Это нужно и взрослым людям, а уж детишкам это необходимо как воздух. Всегда и много.
• Контакт глаз. Ласковый взгляд (глаза в глаза) способен рассказать ребенку о нашей любви к нему. Даже если ваши руки заняты новорожденным, приобнимите старшего ребенка и посмотрите ему в глаза. Это тоже очень важно.
• Активно слушайте. Узнайте, что волнует вашего ребенка, о чем он думает, пусть он расскажет вам обо всем, что его волнует. А вы внимательно слушайте. Озвучивайте испытываемые ребенком эмоции и чувства, которые он сам не может распознать. Например, мы можем сказать: «Ты сейчас злишься на нас и малыша, тебе кажется, что мы тебя не любим, но это не так, на самом деле мы оба тебя очень любим». Вы помогаете ребенку преодолеть негативные чувства и говорите дальше добрые, хорошие слова, уделяя ребенку нужное ему внимание.
Карманные деньги - как инструмент обучения
Как научить ребенка грамотно распоряжаться карманными деньгами?
Отвечает специалист консультационного центра, педагог дополнительного образования Нина Макарова:
- Вопрос, нужны ли карманные деньги ребенку, сейчас почти не задают. Ответ на него, как правило, однозначный: да, нужны. Если человек научится управлять своими, пусть небольшими, финансами в детстве, ему легче будет справиться с этой задачей во взрослой жизни. При грамотном подходе деньги для ребенка не развлечение, хотя потратить он их может в том числе и на это, а способ стать более самостоятельным и ответственным, утверждают психологи.
Перед тем как вы начнете выдавать деньги, объясните, зачем это нужно. Распишите вместе с ребенком его первые расходы, расскажите про необходимые траты (проезд, питание) и про дополнительные (игрушки, сладости, развлечения).
Покажите личный пример финансового планирования. Поговорите с ребенком о том, как вы сами распределяете зарплату по статьям семейного бюджета: коммунальные услуги, продукты, транспорт, одежда, развлечения.
Если вы собираетесь выдавать деньги на неделю или на более долгий срок, назначьте день, когда вы будете это делать. Соблюдение договоренностей в финансовом вопросе очень важно: выделяемая сумма должна быть получена в определенный день. Это даст ощущение стабильности и предсказуемости.
Не нужно наказывать ребенка лишением карманных денег. Варьировать сумму выплат в зависимости от школьных оценок и поведения - тоже не лучший способ воспитания ответственности. Этот путь ведет к неконструктивному восприятию финансов на эмоциональном уровне - ребенок решит, что деньги - самое лучшее средство воздействия на человека.
Самое главное, что нужно помнить: контролировать расходы ребенка нужно максимально деликатно, чтобы контроль, который на самом деле является формой заботы, не превратился в слежку. Родительское доверие находится в прямой зависимости от ответственности ребенка.
Способов быть в курсе расходов детей так, чтобы они не чувствовали себя под колпаком, сейчас много. Например, многие банки предоставляют возможность завести дополнительную карту, привязанную к счету, и установить на ней лимит трат. Эту карту можно выдать ребенку, чтобы он распоряжался ею сам. По уведомлениям об операциях вы всегда будете знать, сколько и на что он потратил денег.