Проект для детей и взрослых. Тех, кто видит мир по-другому и умеет ценить прекрасное. Теоретические занятия, экскурсии, мастер-классы, диалоги с профессиональными художниками - в течение месяца участники творческого курса будут встречаться в залах Костромского музея-заповедника и проводить время с пользой.
И акварелью, и пластилином
Учащиеся Костромской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей к проекту присоединились в числе первых. Это и младшие школьники, и подростки. На занимательных уроках в Романовском музее они знакомятся с биографиями знаменитых художников, изучают жанры и техники живописи, под руководством опытных экскурсоводов всматриваются в полотна Айвазовского, Репина, Коровина. Увиденное разбирают детально, пытаясь описать и объяснить сочетание цветов, замысел автора, настроение героев, изображенных на картинах. А потом создают свои маленькие шедевры. По мотивам наиболее понравившихся пейзажей, портретов, натюрмортов. Пишут красками, работают в технике пластилинографии и шерстяной акварели.
- Сегодня государственные и общественные организации уделяют большое внимание созданию условий для успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Речь, в частности, идет об организации доступной среды. Серьезные сложности в этом направлении испытывают и музеи, в том числе из-за трудностей, связанных с адаптацией художественных произведений для восприятия людьми с нарушением зрения. Проект «Искусство видеть» предлагает поиск решения этой проблемы в применении практик арт-терапии. Кроме того, предоставляет участникам возможность для творческого самовыражения и неформального общения, - говорит старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника Мария Павлова.
Каждый урок - экскзлюзивный
Проект «Искусство видеть» - это образовательная площадка вне возраста. Занятия разработаны и для детей, и для взрослых. Курс включает в себя десять уроков. Каждый из них отнюдь не типовой, а эксклюзивный. Сотрудники музея выстраивают индивидуальный маршрут работы для каждой группы. С учетом возраста, интересов, опыта художественного творчества.
- Например, для детей мы постарались объединить те картины, которые действительно интересны и понятны юному зрителю. Разные авторы, разные техники, разные жанры - выбрать действительно есть из чего. Ребята нам достались творческие, отзывчивые. Чувствуется, что они тянутся к искусству. Свою творческую задачу они сразу поняли правильно: не создать копию картины того или иного автора, а именно выразить свое отношение к произведению. Можно взять за основу отдельные детали, можно наполнить работу настроением, которое от настроения автора отличается. И это будет очень интересный результат! В рамках проекта с ребятами встретимся еще не раз. В такой же теплой атмосфере. Надеемся, что предложенные техники рисования они возьмут в свой творческий арсенал, - рассказала старший научный сотрудник музейного образовательного центра Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Марина Крылова.
- Когда нам предложили поучаствовать в такой образовательной программе, дети очень воодушевились. Ждали этой встречи. В школе творческому воспитанию и социализации мы уделяем большое внимание. И на выставки ходим, и на встречи с художниками. Кто-то из ребят занимается в творческих студиях, художественной школе. Так что желающих поучаствовать в проекте много. Хочется, чтобы все они смогли увидеть лучшие работы, представленные в экспозиции музея, узнать как можно больше о творчестве художников, проявить себя, - поделилась учитель изобразительного искусства Костромской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Наталия Чернышева.
Вместе весело рисовать. И просто быть
Здесь никто не говорит о том, что взгляд на мир детей, участвующих в проекте, чем-то отличается от восприятия окружающей действительности детьми другими. Этот проект не про диагнозы. Он прежде всего про красоту и общение. А в конечном итоге - про такое простое и близкое счастье. Участники изучают, рассуждают, рисуют, а еще улыбаются, смеются, делают выводы и открытия. И с радостью делятся впечатлениями.
- Рисовать люблю. И в художественной школе занимаюсь. Правда, занимаюсь пока недолго - всего несколько месяцев. Очень нравится рисовать натюрморты. Здесь тоже выбрал для себя натюрморт. Когда рисуешь вместе с друзьями, то настроение какое-то особенное. И дело идет быстрее, - рассказывает участник проекта, учащийся Костромской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Артем.
Натюрморты среди юных участников проекта вообще очень популярны. Говоря молодежным языком, крутая тема. И для мальчишек, и для девчонок. Полина - ровесница Артема. Рисует натюрморт, но другой. Она тоже учится в художественной школе. И в будущем, возможно, выберет для себя творческую профессию. В стенах музея в своем будущем профессиональном выборе убеждается в очередной раз.
- Люблю рисовать природу, животных, цветы. Сегодня тоже рисую цветы. Рисую акварелью, хотя больше мне нравится работать с пастелью и маслом. Пробую также рисовать портреты родных и близких людей. Они ценят. Но для меня портреты - это пока что сложно. Думаю, со временем придет мастерство. Мечтаю ли я стать профессиональным художником? Да, мечтаю. И продолжаю учиться, - улыбается Полина.
Итогом проекта станет выставка «Искусство видеть». Творческие работы участников будут представлены на постоянной художественной экспозиции Романовского музея, рядом с картинами известных художников. Аудиоэтикетки, сопровождающие «новые шедевры», расскажут о впечатлениях и ощущениях их авторов от соприкосновения с высоким искусством.
Инклюзивный проект реализуется Костромским музеем-заповедником и ООГО «Российский фонд культуры» при поддержке Министерства культуры РФ.